здание Китая

Архитектура Китая — одна из древнейших и своеобразных в мире. Для нее характерны: органическая связь с природой, искусством, использование технических свойств строительных материалов. Китайцы одними из первых в мире научились строить многоэтажные дома. До наших дней сохранился один из ранних классических трудов по архитектуре Китая — «Инцзао фаши» (методы архитектуры), написанный Ли Минчжуном в 1103 году Miller Frederic P. Архитектура Китая. Издательство «Книга по требованию», 2010. 15 С..

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы, что и живописец-пейзажист.

В XVII веке в Китае работал выдающийся зодчий Лэй Фада. Семь поколений его предков были архитекторами при императорском дворе. Мастера из семьи Лэй возводили дворцы, храмы, императорские гробницы, выполняли работы по инженерному оборудованию Пекина. Творчество китайских архитекторов оказало влияние на архитектуру Западной Европы и России. При Петре I по специальному заказу из Китая были доставлены шелковые расписные обои для отделки интерьеров Екатерингофского дворца, в Царскосельском парке построена «китайская деревня».

1. Формирование стилей

Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.

Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части такого поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. По всей видимости, уже тогда начали формироваться те представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Например, круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй — с небом Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. 64 С..
Первые города появились несколько позднее, в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром — таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии, именно так были построены города Лоян и Чанъань — древнейшие столицы Китая.
К III веку до н.э. (эпоха Воюющих царств) относится первый трактат об архитектуре «Чжоу ли», где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры, именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой китайской стены.
Окончательно принципы китайской архитектуры сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени не сохранились, однако известно, что существовал дворец целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении «Тянь и Тай» — большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров. Тогда же начали строить пагоды. В V веке, когда север и юг Китая вновь объединились, был создан единый стиль архитектуры, ее основные конструктивные формы, которые с небольшими изменениями сохранились до конца XIX века. В эпоху Сун (X-XIII вв.) в архитектуре намечается тенденция к утончению форм. В последующие века развивается декоративность и даже начинает преобладать над конструктивностью, прежде определявшей облик зданий Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. 78 С..
В VI-VIII вв., в эпоху Тан, сложились основные типы построек. Это, в первую очередь, «дянь» — прямоугольное сооружение на земляной платформе, обложенной каменными плитами, этот тип зданий — основа всей китайской архитектуры. Также существовали многоэтажные постройки «лоу» или «гэ», надвратные башни «тай» и разнообразные беседки «тин», галереи «лан». Привнесенные из Индии вместе с буддизмом пагоды (баота), строились по тем же принципам, что и традиционные китайские башни. Изначально они были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологии стали появляться многогранные и многоярусные пагоды.
Традиционная усадьба — это ряд одноэтажных построек, обращенных окнами во двор, разделенный пополам стеной с дверью на жилую и хозяйственную части. Усадьбы строились двух типов: «сыхэюань» и «саньхэюань», отличались они количеством павильонов, окружавших дом Miller Frederic P. Архитектура Китая. Издательство «Книга по требованию», 2010. 55 С.. Органичной частью дома и усадьбы были дворы, которые позволяли создавать постепенно раскрывающиеся пространства. Композиция всего комплекса выстраивалась по оси симметрии. Легкости и насыщенности светом добивались благодаря фигурным окошкам — входам, колоннам и загнутым карнизам крыш. Богатые усадьбы в планировке воспроизводили в меньшем размере императорские дворцы.
Уже упоминавшаяся регулярная планировка китайских городов связна с принципом «фэн шуй», согласно которому все здания и города в целом ориентировались главным образом на юг. В Китае существовал целый ряд градостроительных принципов. Так, императорская и административная часть города располагалась в центре и выделялась в окруженный стенами «Запретный город», а все важнейшие здания размещались вдоль главной магистрали, идущей от южных ворот к северным и выделялись по высоте. Расположение и высота здания целиком определялись его функцией и социальным положением владельца.
2. Принципы построения зданий
Высота жилых домов простых граждан не могла превышать одного этажа. По этим причинам возникала своеобразная объемно-пространственная композиция китайского города, весьма способствующая живописности пейзажа. Эта живописность многократно усиливалась цветовым решением крыш зданий. У императорских зданий крыши красились в золотисто-желтый цвет, у городских храмов и у чиновничьих домов — в зеленый, иногда встречается синий цвет (храм Неба в Пекине), а крыши башен покрыты серой черепицей, иногда с зелеными краями Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. 100 С..
Художественное своеобразие китайской архитектуры формулируется для западного человека благодаря изогнутым силуэтам высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. На глиняных моделях эпохи Хань видно, что уже тогда крыши начали немного загибаться вверх. Вообще, и массивность, и изогнутость китайских крыш связаны не столько с декоративным моментом, сколько с конструктивными особенностями китайской архитектуры. Для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой, поэтому крыша была очень высокой и массивной. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт.
Сильно выдвинутый над поверхностью стены карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. К тому же дождевая вода стекала с крыши на достаточном удалении от самого сооружения; при том, что подавляющее большинство зданий возводилось из дерева, такая малозначительная, казалось бы, деталь как форма карниза сыграла свою роль в том, что деревянные храмы, простояв до 800 лет, прекрасно сохранились. Конечно, такому долголетию способствовало еще и исключительное качество кровельного материала.
Керамическая черепица цилиндрической формы укладывалась на поверхности крыши, скрепляясь на стыках при помощи специального профиля и фигурок волшебных животных, называемых цян-шоу, которые крепились на 13 длин от края крыши, по 5, 7, 9 или более фигурок, наибольшее число помещалось на крышах императорских покоев. Цян-шоу, помимо своего утилитарного предназначения, выполняли еще и роль защитников дома от злых духов. Коньковым завершением служила похожая конструкция, но вместо цян-шоу использовались керамические «зажимы» джэнь-вэнь — те фигурки, что придают китайским зданиям «рогатый» вид. Тяжелый и выдвинутый карниз поддерживался системой специальных кронштейнов доу-гун, которые позволяли так распределить массу крыши, что здание приобретало дополнительную устойчивость. Доу гун богато орнаментировались, служа еще и целям украшения.
Архитектурные сооружения было принято всячески украшать, для этого использовались резьба по дереву и камню, керамика, орнаментальная окраска. Перед дворцами ставили скульптурные изображения защитников дома — льва и хвостатой черепахи, их делали из камня, мрамора и бронзы.
Здание в целом строилось по тем же принципам, что и крыша — при помощи стоечно-балочной системы, причем эта система характерная для деревянного строительства использовалась и при возведении кирпичных зданий. В этом случае строили каркас, такой же как и для деревянного сооружения, и обкладывали его кирпичом Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. 106 С..
Главным строительным материалом в Китае было дерево, для кровель и облицовки некоторых зданий использовалась керамика, иногда для строительства использовался камень и кирпич, крайне редко возводились сооружения из металла. При возведении металлических зданий, в основном пагод, использовалась специальная замковая система, сообщавшая зданию необходимую прочность.

архитектура китай здание стиль

В характере китайской архитектуры существуют некоторые региональные различия. При общем каноне на севере все несколько строже, четче, монументальнее, значительно заметнее иноземные влияния. На юге же нет ни строгости в планировке, ни бронзовых львов, зато крыши загнуты круче, декор богаче, все архитектурные детали, да и сами здания изящнее и легче.
3. Современная ситуация
С точки зрения сегодняшних тенденции мировой архитектуры, большинство зданий в крупных городах Китая являются несовременными. Тогда как во всём мире возобладало движение «новое мышление», в архитектуре нашей страны ничего не изменилось. Не понимая сущность классического стиля, наши архитекторы механически подражали внешней форме зданий классического стиля на Западе. Сегодня китайцы забывают эту историю, они неправомерно оценивают ценность зданий и даже гордятся ими Ши Мэнлян, Вэй Цзюнь, Вань Минь Родной язык современной архитектурной культуры Китая // ХуаЧжун Архитектура. — 2003. — №2. С. 65-69.
Раньше, до демократической революции, правительственные здания всегда располагались по центральной оси города. Обычно их архитектурные образы — самые авторитетные. А теперь внешняя форма правительственных зданий многих стран становится более открытой и простой. В новых правительственных зданиях Запада жестких симметричных форм очень мало. Однако в Китае большинство правительственных зданий по-прежнему строится по центральной оси Народной площади в строгой симметричной форме — это очень важно, для создания закрытой атмосферы. Но сегодня симметричная форма более не является основным образом правительственных зданий. Такие здания должны быть открыты и близки к народу. Так что можно сказать: архитектурный принцип, который соблюдают в процессе проектирования китайские архитекторы, давно устарел.
Так называемый стиль «большая крыша», рожденный национализмом, является типичным архитектурным образом в середине прошлого века. После образования КНР в 1949 году, появляются «важные» здания с несоизмеримо большой крышей, в данный момент этот «красивый» пейзаж представлял собой символичный ландшафт крупных городов Китая Цуй Фудэ «Критика о современной архитектуре Китая» // ХуаЧжун Архитектура. — 2005. — №5. с. 54-59.. В самом деле, стиль»функционализм» в период становления США соответствует нашим зданиям периода революционного Китая. К большому сожалению, в социалистических странах новый стиль»интернационализм» бросили. В связи с тем, что архитектура нашей страны не совпала с мировым развитием промышленности, архитектура Китая зашла в тупик. Даже известный китайский теоретик Лян Сычэн поддержал традиционный стиль «большая крыша», что отрицательно влияло на наших молодых архитекторов. Дух в зданиях Китая и Восточной Азии является их самой ценной составной частью. В процессе проектирования первое место обычно занимают проблемы соотношения между зданием и зданием, зданием и природой, зданием и человечеством. Таким образом, китайская современная архитектура должна забыть старый стиль «большая крыша» и обдумать внутреннее значение духа во внешнем пространстве зданий Цинь Юго Метод выражения современной архитектуры Китая //Архитектурный журнал. — 2004. — №6. с. 117-123..
Всем известно, Китай имеет давнюю историю и древнюю культуру. Как одна из четырёх стран древних цивилизаций, он не должен стремиться делать здания очень высокими, масштабными и великолепными. Ведь самое главное — это внутренний дух, а не внешная форма. Однако сегодня подавляющее большинство городов нашей страны страшно конкурирует друг с другом: каждый хочет, чтобы в его городе было построено самое высокое, самое большое и длинное здание. Архитектурная идея на основе размеров зданий представляется особо опасной и глупой. Она не ведет к улучшению уровня человеческой жизни.
По причине войн и других факторов многочисленные памятники в Китае были уничтожены. По мере осуществления политики реформы и открытости Китай привлекает к себе всё больше и больше иностранных туристов. Однако в некоторых туристических местах прибыльных коммерческих зданий больше чем памятников старины, что говорит о непонимании особого значения и культурной ценности исторических зданий. В современное время нам нужны жизнеспособные здания, имеющие гармоничные отношения с историей и содержащие «дух нового времени Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий. — М.: Искусство — XXI век, 2005. С. 73-81.».
Несомненно, Китай превосходит другие страны мира по масштабу и количеству зданий. Большая часть важных зданий создаётся знаменитыми архитекторами Запада. В эпоху глобализации это будет избежной новой тенденцией. В некотором смысле их творчество играет движущую роль в развитии архитектуры нашей страны. Однако в Китае по проектам некоторых иностранных архитекторов строится много странных и не гармонирующих с окружающей средой зданий. На наш взгляд, все они — мусор. Это результат безответственности застройщиков и лицемерных руководителей. В связи с тем, что у нас недостаёт правильных оценок архитектуры и тщательного анализа способностей иностранных архитекторов, мы часто слепо хвалим их «великое» творчество. Таким образом, делать правильный выбор и отстаивать свою позицию является исключительно важным звеном в процессе культурной интеграции.
За 30 лет политики реформы и открытости архитектурное образование в Китае добилось больших успехов. Много студентов получают высшее архитектурное образование в вузах, средний возраст руководителей в сфере архитектуры и строительства моложе чем раньше. Кроме того, местное правительство вкладывает огромный капитал в городское строительство. Но в действительности значимых зданий, известных всему миру в Китае мало. Как обычно, опираясь на архитектурное мышление Запада, мы подражаем внешной форме зданий Запада, совсем не понимая их сущности. Китайской архитектуре не обойтись без глубокого анализа и тщательного исследования Ма Госинь Развивать современную архитектурную культуру Китая — ответственность китайских архитекторов //Архитектурный журнал. — 2002.- №1. С. 16..
В эпоху экономической глобализации интеграция разных культур и их взаймодействие являются неизбежной тенденцией. С повышением уровня жизни населения, внимание китайцев сосредоточено на возрождении национального духа и культуры. Приходится только сожалеть о, большом разрыве, который существует между архитектурой Китая и других стран. Вот и причина, почему нам необходимо усилить культурные и научно-технические связи с миром. Как страна с давней историей, Китай должен найти своё место на мировой архитектурной арене. Это не только желание нации, это необходимо для дальнейшего для развития нашего общества. Накопление опыта в сотрудничестве и конкуренции с иностранными архитекторами, повышение творческой активности и развитие творческих способностей лежат на плечах китайских архитекторов.
Заключение
История архитектурного строительства Китая ведётся с V тысячелетия до нашей эры. Помимо излюбленного дерева, китайские мастера использовали глину, фарфор и даже железо.
Вначале дома представляли собой простые сооружения круглого или квадратного типа, которые чуть углубляли в землю для прочности и устойчивости. В любом поселении имелось специальное здание, являющиеся неким храмом и уже в то время начали зарождаться основные принципы жилищного строительства.
Постепенно наращивая и преумножая опыт в архитектурных постройках, в III веке до нашей эры создаётся первые в то время предписания о городском устройстве, в котором довольно чётко прописывались размеры наиболее важных строений и улиц. Многие историки схожи во мнении, что именно это время древнекитайской архитектуры можно отнести к наивысшему развитию. Во многом это связано с приказом Цинь Шихуанди о начале строительства Великой китайской стены. Архитектура Китая
Спустя многие века, к X веку нашей эры отчётливо прослеживается тенденция к приданию форм городских зданий изысканности, что влечёт за собой пересмотр основных целей построек — функциональности, в сторону изящности.
Но основной принцип строительства — фэн шуй — остался неизменным. По его канонам возводились целые города, в которых все здания должны «смотреть» на юг, а высота строения должна зависеть непосредственно от его назначения и социального ранга хозяина. Например, дома большинства жителей, являющихся простыми рабочими, почти никогда не превышала 1 этажа.
Важная особенность, отличающая архитектуру Китая от многих других — изогнутость крыш. Китайцы считали, что благодаря этому они защищены от злых духов. Но, помимо этого, данная «хитрость» несла в себе и прикладное значение. Дело в том, что все крыши крепились с помощью стоечно-балочной системы, от чего крыша являлась достаточно тяжёлой. Именно сильно изогнутая форма способствовала существенному уменьшению давления крыши на стены дома.
Большинство построек, даже дома простых рабочих, украшены искусной резьбой, что придавало неповторимый общий вид всему городу, и чем так восхищаются многочисленные туристы. История архитектуры Китая хранит в себе ещё много тайн и загадок, но даже в наше время она не утратила своей популярности и здания до сих пор продолжают возводить по древним правилам и канонам.
Список использованной литературы

Show More
Добавить комментарий