Замок Нойшванштайн: замысел и строительство замка

Всего Людвиг II начал возведение трех дворцов – Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф, однако до конца был достроен при его жизни лишь Линдерхоф. Несмотря на то, что стремления Людвига не смогли полностью претвориться в жизнь, сейчас замок Нойшванштайн является самой популярной достопримечательностью Баварии и одним из знаковых памятников историзма, в котором сплелись и неороманский, и неоготический стили, и неоренессанс, и необарокко. Несмотря на то, что Нойшванштайн называют “замком”, по факту он никогда им не был, поскольку он никогда не имел оборонного значения. Нойшванштайн – каприз короля, увлеченного музыкой Вагнера и построившего для своего любимого композитора этот замок-дворец в духе его произведений, для которых замок служит некой иллюстрацией или театральной сценой. Построенный в 1869-1886 гг., замок располагается на высоте 1008 м на юго-западе Баварии вблизи австрийской границы напротив замка Хоэншвангау – другого замка, в котором король провел свое детство. В нем воплотились все представления и фантазии Людвига о немецком Средневековье, возведенные в ранг романтического идеала, а также культ королевской власти, данной божьей милостью.

Замок Нойшванштайн: замысел и строительство замка

Замок Нойшванштайн: замысел и строительство замка

“Я решил перестроить старый замок. Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет более величественным, чем нижний замок Хоэншвангау. Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес”, – так писал король Баварии Людвиг II Рихарду Вагнеру о идее строительства Нойшванштайна.

Замок Нойшванштайн: замысел и строительство замка

Людвиг II решил возводить свой первый замок в родных ему с детства местах, на вершине скалы по соседству с Хоэншвангау. Всего на этой территории находилось четыре крепости, которые защищали дорогу на Тироль. Лучше всего из них сохранился замок Шванштайн, который был перестроен Максимилианом II в Хоэншвангау. Далее на запад располагались развалины Фрауэнштайн, которые Максимилиан решил сохранить в неприкосновенности как памятник. Еще два замка – Фордерхоэншвангау и Хиндерхоэншвангау – оставались лежать в руинах на востоке от Хоэншвангау. Это место Людвиг называл “скалой юности” . Первоначально Людвиг планировал типичную для XIX века реставрацию обоих замков в стиле XII-XIII в., основываясь на опыте Хоэншвангау. Первые эскизы Нового Швангау значительно отличались от финального варианта замка. Проекты предполагали объединение двух замков в единый ансамбль. Фордершвангау в этом случае становился главной башней замка, а Хинтершвангау преобразовывался в основное здание. Однако ряд обстоятельств изменил изначальную задумку.

В 1867 г. Людвиг II совершил несколько поездок, впечатления от которых стали основой для нового проекта замка. В мае он вместе с братом Отто во время поездки в Айзенах посещает замок Вартбург, который поражает его восстановленным средневековым великолепием. В июне Людвиг отправляется в Париж на всемирную выставку. Там он встречается с придворным архитектором Наполеона III и идеологом неоготики Виолле-ле-Дюком, а также посещает находящийся в процессе реставрации замок Пьерфон. Необходимо также заметить, что в это же время в Мюнхене популярны постановки “Тангейзера” и “Лоэнгрина” Вагнера. Под влиянием этих поездок и любимых опер Людвиг разрабатывает новую концепцию собственного замка, включая в нее не только элементы немецкого средневековья, но и дополняя ее реминисценциями из мира мавританской Испании и мифологией произведений Вагнера.

Для создания проекта будущего замка Людвиг II приглашает архитектора Эдуарда Риделя, который ранее перестраивал замок Берг для отца Людвига. Также в разработке внешнего вида Нойшванштайна участвует театральный художник Христиан Янк, который воплощает задумки Риделя в живописной и графической форме, чтобы предоставить заказчику наиболее полное впечатление о проекте. Янк считался специалистом по средневековым крепостям, после того как создал для бала Художественного союза “Юнг-Мюнхен” декорацию “крепости на Рейне”, выполненную в романтическом ключе . Для создания плана Нойшванштайна Ридель и Янк, также как и Людвиг, отправлялись в Вартбург за вдохновением. Янк предоставил несколько эскизов будущего замка. первые из них демонстрировали стремление к фанатическим и готическим формам, однако после редакции короля они приобрели более спокойные романские очертания.

Краеугольный камень Нойшванштайна был заложен 5 сентября 1869 г. Чтобы создать площадку для фундамента, пришлось расчистить руины Фордерхоэншвангау и Хиндерхоэншвангау, а также с помощью направленного взрыва опустить скалу из доломитовой горной породы на 8 м. Таким образом была обустроена плоская строительная площадка, к которой были проложены дорога и трубопровод.
Основными материалом был кирпич, который сверху облицовывался известняком, добываемым в местных каменоломнях. Для окон, колонн и капителей использовался мрамор, который доставляли из Зальцбурга. Песчаник для ворот и эркера был привезён из Нюртингена.

Ансамбль Нойшванштайна должен был состоять из пяти частей: дворца , рыцарского дома , женских покоев, донжона и подъездных ворот. Первыми возводятся подъездные ворота и здание дворца, которые начинают строится в 1869 г. Работы над ними завершаются в 1873 г, и в этом же году начинают работы над внутренней отделкой королевских покоев во дворце. В 1870-71 гг. строительство ненадолго замораживается из-за Франко-прусской войны. С новой силой и в ускоренном темпе оно возобновляется в 1873 г., поскольку король требовал завершения всех работ над дворцом к 1881 г. В это время сменятся руководитель строительства – на место Эдуарда Риделя приходит Георг Дольман, который участвовал в строительстве Херренкимзее и Линдерхофа. Сроки завершения постоянно переносились, и к 1883 г. во дворце была закончена отделка лишь 1, 2, 4 и 5 этажей . Весной 1884 г. король уже мог жить в своих покоях на четвертом этаже. После внезапной смерти короля работы над замком завершались под руководством верховного советника по вопросам строительства Юлиуса Хофмана, который также участвовал ранее как дизайнер в отделке интерьеров замка. Остались полностью не реализованными масштабные проекты грандиозного зала Мавров и рыцарских бань на третьем этаже. Начатые в 1882 г. рыцарский дом и ведущие к воротам крылья остались незавершенными. Женские покои и башня донжона находились лишь на стадии фундамента. Поскольку женские покой завершали ансамбль замка с южной стороны, то было принято решение достроить их в упрощенных формах. Также не была даже начата терраса с каскадами фонтанов, которая должна была начинаться от третьего этажа и быть продолжением зала Мавров.
Согласно статистике, в 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. В строительстве участвовало большое количество местных жителей. Немалое внимание уделялось безопасности при выполнении работ и охране труда. Была создана особая страховая касса при “Объединении ремесленников королевского строительства Хоэншвангау”, члены которой ежемесячно отчисляли взносы из своего заработка для выплаты “больничных”.
Людвиг II был большим поклонником новейших технологий. В строительстве была задействована передовая техника. Например, чтобы облегчить транспортировку материалов на строительную площадку, в западной ее части был построен паровой кран. Для тех же целей использовались локомобили – передвижные паровые двигатели, прототипы автомобилей . За них отвечала “Баварская ревизионная комиссия по паровым котлам”. Кроме того, последние достижения техники были установлены и в самом здании, будучи невидимыми для зрителя. Среди них – водопровод, проведенный на каждом этаже, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов и т.д. Все это функционировало еще при жизни Людвига II, и обеспечивало комфортное пребывание короля в замке.

Show More
Добавить комментарий