вилла милионрае

тип загородного дома с садом или парком. Первые В. появились в Италии в 3 в. до н. э.; во 2—1 вв. до н. э. они уже встречались по всему Средиземноморью. Наиболее распространённым типом В. в этот период была villa rustica — архитектурный комплекс жилых и хозяйственных построек — центр сельского поместья; обычно состояла из господской части, где жили хозяин и его семья, и хозяйственной (помещения для рабов, хлевы, амбары и пр.). Все постройки В. группировались вокруг открытого, позже замкнутого, двора. Существовали также и пригородные В. — villa urbana, предназначенные для развлечений и отдыха. Жилые помещения владельца во 2—1 вв. до н. э. обособились от хозяйственных построек, нередко их украшали мозаиками и росписью. Наряду с ранним типом строили крупные В. (особенно в эпоху империи), окружённые специально разбитым, обычно террасным, парком с павильонами, скульптурой и фонтанами. Подобный тип В., загородного поместья-резиденции знати, получил дальнейшее развитие в 15—17 вв. в Италии. В эпоху Возрождения ансамбль В. в целом приобретает осевую композицию, главное здание — кази?но — занимает центральное положение. Большое значение придаётся архитектурному решению подпорных стенок, террас и связывающих их многомаршевых лестниц, которые в сочетании с искусственными насаждениями зрительно объединяют в одно целое дом и парк с окружающим пейзажем (виллы: папы Юлия III в Риме, 1550—55, архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари; Ротонда близ Виченцы, 1551—67, архитектор Палладио, окончена в 1580—91, архитектор В. Скамоцци; Камбьязо близ Генуи, 1548, архитектор Г. Алесси). Естественная стройность, обозримость ансамбля В. эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных В., рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. Большой парк с павильонами, статуями и каскадами образует теперь искусственный многоплановый пейзаж, перспективу которого замыкает казино (вилла Альдобрандини во Фраскати, 1598—1603, архитекторы Дж. делла Порта и К. Мадерна, достроена К. Фонтаной).

В 19 в. В. называют комфортабельный частный дом с садом или парком в привилегированных районах города или пригорода, а также в курортной местности. В 20 в. В. часто называют любой комфортабельный, изолированно стоящий загородный дом для одной семьи. В силу индивидуальности заказа и отсутствия многих, обычно ограничивающих архитектора условий строительство загородных домов в современной зарубежной архитектуре носит зачастую экспериментальный характер; ведутся поиски новых конструктивных и планировочных решений, направленных на создание максимального комфорта и единства с природой.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т 2, М., 1948, т. 5, М., 1967; Masson G., Ville е palazzi d’Italia, Mil., 1959; Le Corbusier, Vers une architecture, P.,[s. a.]; Rupprecht B., Villa. Zur Geschichte eines Ideals, в сб.: Probleme der Kunstwissenschaft, Bd 2, В., 1966, S. 210-50

Show More
Добавить комментарий