Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

в городе Серафимович Волгоградской области.

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

Основание монастыря

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. Географически был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами. Дон в иных местах обращается в ручей, а в других местах образует пруды. В узких руслах Дон течёт быстро, и иногда весной лёд запирает всю реку в этих местах, поднимает воду и разливами наносит вред населению. Что же касается появлению здесь казачества, то с давних времён в некоторой степени этому способствовали Аланы, Гунны, Хазары, Печенеги, Половцы которые здесь проходили, некоторые оседали и перемешивались между собой.

В IX в. когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия.

С образованием Русского государства придонские земли вошли в его состав, потом составляли удел Мстислава Князя Тмутараканского.

В XI в. между Славянами и Половцами происходили частые стычки, при достижении же мирных отношений не только простой народ, но и князья вступали в родственные связи и тем самым вносили в их языческую среду христианский уклад жизни. В 1265 г. здесь была учреждена Саранская епархия, в которую вошло всё пространство между Волгой и Днепром.

На рубеже XV — XVI вв. сюда стекаются бедные крестьяне, как следствие феодально-крепостного гнета (рост государственных податей и налогов). Пришлый народ заселяет Донскую землю, по берегам нижней Волги и реки Яика или Урала, уходя от своих господ, полагают основу вольному казачеству, впоследствии переименованного в царствовании Екатерины II в Уральское.

В 1570 г. при Иоанне Грозном Донское казачество было признано официальным. И уже во второй половине XVI в. в труднодоступных местах появляются первые постройки, было основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович).

в городе Серафимович Волгоградской области Основным промыслом казаков были походы за «зипунами» (в старое время, одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота) в Крым, Турцию, Персию. К тому же казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей, в чем помогало Московское правительство.

Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков.

В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков.

Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани.

В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке «Межигорской пустыни». Обитель находилась под покровительством Войскового округа.

В XVII в. осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место. В 1652 г монастырь был перенесен на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега с обеих сторон окруженного горами.

Между 1652—1662 гг. по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря, которое закончилось в 1665 г. Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет в 1670 г.

Следует сказать, что первоначально монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В обители были построены: келья настоятеля, трапезная, одиннадцать братских келий, состав братии насчитывал четырнадцать человек.

Первым строителем являлся игумен Исайя. В строительстве ему помогали старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл. После смерти игумена Исайи на строительную должность был назначен Антоний из Константиновской пустыни с грамотою от Воронежского епископа Митрофана.

С момента основания Усть-Медведицкого монастыря, казачество для него являлось колыбелью. Обитель то постепенно расцветала, то терпела лишения. В годы лихих сражений принимала в своих стенах раненых казаков, а также снаряжала для царской службы. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли.

в городе Серафимович Волгоградской области Развитие монастыря

В конце XVII-XVIII вв. хозяйственное положение монастыря окрепло. В 1688 г. в правление строителя Антония за монастырем утвердилась «Пустовая мельница» на р.Медведице в Глазуновской станице, вследствие доброжелательства к Антонию казачьего войска.

В 1694 г. он испросил у войскового начальства утвердить за монастырем Карповский юрт на р.Медведице. Увеличивая благосостояние монастыря, в его владении находилось 637 верст земли в длину, 17 верст в ширину, что составляло 65.500 дес. земли. На этих землях имелись леса (преимущественно дровяные), луга, рыбные ловли. Жизнь налаживалась, в обитель принимались не только престарелые казаки, но и всякий приходящий. Во время Булавинского восстания в XVII-XVIII вв., которое получило название по имени, его возглавившего К. Булавина. В стенах монастыря были успокоены осиротевшие дети казаков. Восстание было поднято, вследствие политики Петра I направленной на ликвидацию социальных и политических устоев Донского общества и суверенных прав Войска Донского.

В 1707 г. Петр I направил карательную экспедицию во главе с полковником Ю. Долгоруковым, что повлекло кровавые стычки. В апреле 1709 г. по прибытии Петра I в Черкасск, К.Булавин был казнен, а голова его водружена на колу.

Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы. После смерти устроителя Антония в 1711 г. принявшим схиму перед кончиной, отношения с казачеством осложнились. Игуменом в столь не спокойное время для монастыря был Феодосий. Войсковая канцелярия в Черкасске утвердила его строителем Усть-Медведицкого монастыря.

В 1712 г по челобитной игумена Феодосия за монастырем утверждается, для прокорма (обители) рыбная ловля на р.Дон от Усть-Хоперского рубежа до Хованского перелаза. Если насельники пытались приобрести, что-нибудь для монастыря, то сами же казаки отнимали у монастыря землю, распахивали сенокосы, на что игумен Феодосий жаловался Войсковой канцелярии, которая помогла устранить обиду лишь на короткое время. После смерти Феодосия в 1719 г (в схиме Феодосии), правил его преемник игумен Илларион до 1729 г., после ушел на покой и скончался в 1733 г. (в схиме Илия).

С 1729 г. монастырем управляет игумен Игнатий, при нем отношения монастыря обостряются с казаками Островской и Глазуновской станицами, причиной стал развод земли. В 1733 г. атаман приказал казакам при разводе земель столбы межевые вырыть и отказать монастырю во владении сенными покосами. Дерзость казаков переходила все границы морали, игумену Игнатию пришлось отправиться в Петербург и добиться восстановления прав монастыря на спорные владения. По указу императрицы Анны от 28 февраля 1734 г., было предложено возвратить монастырю, его прежние владения по старым грамотам войсковых атаманов. На запрос: “Отчего прежнее межевание оставлено, и столбы вырыты, и земля отнята ”, было произведено следствие и 18 августа 1734 г. была выдана новая войсковая грамота, утверждающая границы владении, правда, значительно урезанных по сравнению с 1716 — 1729 гг.

в городе Серафимович Волгоградской области После смерти игумена Игнатия 1738 г. (в схиме Иаков) положение монастыря стало еще хуже, в помощи отказали соседние станицы, войсковая канцелярия даже по незначительным нуждам: в лесе на поправку ограды, в рыбной ловле, в сложении подушных денег за умерших трудников. Игуменом в это время был Иоаким управлявший монастырем до 1741 г. (в схиме Илларион). На игуменскую должность вступил Евфимий, вскоре переведенный архимандритом в Елецкий монастырь. Игуменство принял Лаврентий, овдовевший священник, правивший до 1775 г. В его время поднялся спор о границах в Карповском юрту. Дело поручалось сделать старшине Себрякову, приведенное в действие лишь в 1745 г. Развод земли не удовлетворил монастырь и 1747 г. вновь поступила жалоба Войску, на обиды причиняемые Етаревскими казаками. Поручено вновь рассмотреть дело, виновных подвергнуть наказанию (бить плетьми), который был выполнен Себряковым в 1749 г.

Между тем, как улаживались внешние проблемы, встал вопрос о строительстве нового храма. Деревянная церковь в честь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца пришла в ветхость.

В середине XVIII в. монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву, отчего она становилась неустойчивой, появлялись оползни, грозившие обители разрушением. От движения почвы оседали здания, трескались стены и в 1752 г. под Пасху склон горы и обитель медленно сдвинулись и сползли в разлившийся Дон.

Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 г. Возведен храм в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери. Освящение предела было совершено епископом Феофилактом, а главный храм Преображения Господня 9 июня в 1759 г. с благословения еп. Кирилла.

В 1775 г. после кончины игумена Лаврентия (в схиме Лазаря), который умел поддерживать отношения с казаками, у монастыря снова стали отнимать земли, сенокосы. Один за одним сменились четыре настоятеля, это выражалось их не способностью урегулировать внешние отношения монастыря с казачеством.

По ходатайству того же А. И. Иловайского Святой Синод указом от 9 июня 1785 г велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены сорок девиц из Сиротинской станицы составляющих девичье собрание. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от Преосвященного Тихона III еп. Воронежского. Последним же настоятелем мужского монастыря с 1781 г. был Павлин, Усть-Хоперский священник Петр Евтихиев, постриженный за год до преобразования монастыря в женский. Это преобразование объясняется тем, что донских женщин не удовлетворяла жизнь в девичьем собрании и отсюда их желание иметь женскую обитель. А так как уже было три мужских монастыря Кременской, Мигулинский и Усть-Медведицкий, то и было решено преобразовать Усть-Медведицкий.

в городе Серафимович Волгоградской области Спустя три года 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви. Имущество было продано, насельницы распущены, церковную утварь было предписано отослать в Воронежский архиерейский дом, но отослано она так и не была, потому что в отношении Войскового Правительства в Воронежскую консисторию в 1789 г было позволено оставить на прежнем месте. В доме настоятельницы было размещено сыскное начальство. Две мельницы в Островском юрту проданы.

Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 г. За свое правление от Преосвященного Арсения епископа Воронежского и Черкасского награждена игуменским жезлом. Скончалась она в 1827 г. (в схиме Мария). Преемницею Александры стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, живя по кельям монахинь, получали начатки мирского воспитания и, возвращаясь в свет, уносили в своей душе семена нравственной чистоты и благочестия. Благодаря чему монастырь пользовался большим уважением. Скончалась она в 1835 г. После Августы на игуменство вступила Афанасия. В ее правление монастырь постигли испытания. В 1835 г. было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 г. Пришлось положиться на добровольные пожертвования. Отказавшись от общественной благотворительности, они решили законным путем восстановить свои права и подали прошение на имя высшего правительства. Дело затянулось на несколько лет, пока не нашелся покровитель в лице архиепископа Игнатия Донского.

Таким образом, благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, принявшему участие в обеспечение монастыря, причин опасаться за будущее не было. Но все это было приведено в исполнение только в 1851 г. Скончалась иг. Афанасия в 1847 г., заменила ее казначея Вирсавия. При ней был устроен двухэтажный дом, для трапезы. Число монашествующих, при ней увеличилось от семнадцати до тридцати двух (1854 г.). Скончалась иг. Вирсавия 21 ноября 1863 г., а вместо неё стала казначея Арсения.

Show More
Добавить комментарий