Новодевичий монастырь в Москве

Монастырь-крепость охранял подступы к русской столице с юго-запада. «Девичий» (женский) монастырь в 1523 г. основал по обету Великий князь Московский Василий III Иванович (1505—1533), отправляясь в поход на Казань. Монастырь был основан в память отвоевания у Литвы в 1514 г. «своей отчины», как писал князь, г. Смоленска, подчеркивая его важное стратегическое значение, поэтому и главный храм монастыря назван Смоленским (см. также Богоматерь Смоленская). В 1571 г. монастырь захватил крымский хан Девлет-Гирей, позднее стены и башни заново отстроили в камне. Жизнь монастыря была тесно связана с Московским Кремлем и царским двором. В Новодевичьем постригали в монахини женщин из царской семьи и знатных боярских родов. В монастыре состоялось избрание на царство Бориса Годунова (см. годуновский классицизм). Здесь же томилась в заключении царевна Софья (см. «Утро стрелецкой казни»). Смоленский собор начали строить из кирпича в 1524 г. (первые стены рухнули, и новое здание возвели год спустя). Собор и сейчас производит сильное впечатление. Он представляет собой кубический объем с закомарными перекрытиями и пятью главами (рис. 333). Собор имеет окружную галерею — гульбище, своим обликом он напоминает Успенский и отчасти Архангельский соборы Московского Кремля. Существует легенда о причастности к строительству Алевиза Нового — создателя Архангельского собора в Кремле (в основании Смоленского собора обнаружены осколки маломерного «алевизовского кирпича»). Облик Смоленского собора отражает возврат в русском зодчестве к традициям простых и мощных храмов XIII—XIV вв. Башни монастыря (угловые круглой формы, остальные квадратные) и стены из красного кирпича с раздвоенными «гибеллиновыми зубцами», декоративными ширинками и деталями из белого камня соответствуют вкусам «русского узорочья» XVII в. Успенскую церковь с трапезной палатой на высоком подклете возвели в 1685—1687 гг. (реконструкцию постройки после пожара 1796 г. осуществлял М. Ф. Казаков; см. т. 9, рис. 347). Над въездными воротами возвышается стройная надвратная Преображенская церковь (1687—1689; рис. 334). Ее белокаменный убор, контрастирующий с красным кирпичом, типичен для «московского барокко» XVII в. (см. «русское барокко»). В 1690 г. возведена стройная 72-метровая колокольня. Она состоит из шести уменьшающихся кверху, поставленных один на другой восьмериков (сравн. «Иван Великий»). Это шедевр русской архитектуры (рис. 335). В первом ярусе колокольни помещалась церковь во имя Варлаама и Иоасафа (см. «Повесть о Варлааме и Иоасафе»). Третий, четвертый и пятый ярусы — колокольные. В разработке ярусов использованы ордерные элементы. В интерьере Смоленского собора сохранились росписи XVI в. (вероятно, не позднее 1530 г., частично переписаны при Борисе Годунове). Шестиярусный деревянный резной иконостас создан в 1683—1686 гг. резчиками, ранее работавшими в Новоиерусалимском монастыре (см. также Хитрово школа). Большая часть икон создавалась в XVII в. мастерами Оружейной палаты под руководством царского изографа Федора Зубова. Новодевичий монастырь славился женскими ремеслами. Монахини-мастерицы занимались золо?тным шитьем, вышивкой и шитьем жемчугом. В алтаре Смоленского собора хранится огромная шитая шелком и золотом плащаница (1545). Похищенная поляками из Смоленска, где она находилась, плащаница в 1612—1820 гг. хранилась в Вильнюсе, затем ее следы затерялись, и только позднее ее возвратили в собор. На плащанице изображена сцена «Положения во гроб». В соборе хранятся и другие уникальные произведения искусства XVI—XVIII вв. В зданиях монастыря развернута экспозиция древнерусского искусства из фондов Исторического музея в Москве.

Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь в Москве

Show More
Добавить комментарий