Нотр-Дам де Шартр или Шартрский собор

– католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр.

Этот собор называли «Французским Акрополем». Первая церковь, построенная в IV в. на этом месте первым епископом города Адвентусом, была разрушена пожаром. Следующие пять храмов, сооруженных здесь же, также погибли от беспощадного огня. После последнего, пятого, пожара при епископе Реньо де Муко в 1194 г. было решено разработать генеральный проект нового собора. Шестой, и последний, храм – один из самых ярких образцов чистой французской готики, целиком выдержанный в едином стиле, строился без малого двести лет.

Нотр-Дам де Шартр или Шартрский собор

В нижней части фасада, выполненной в XII в., открывается тройной портал. Над ним расположено тройное окно, увенчанное в XIII в. круглой резной «розой», над которой, в свою очередь, помещена Галерея Королей. Фасад окаймляют две колокольные башни разной высоты: слева находится клоше Нэф (1134), на вершине которой в 1506 г. был сооружен великолепный шпиль, справа – клоше Вьё (1145), увенчанная простым шпилем.

Как и в случае с соборами в Париже и в Бурже, при сооружении восточного фасада местные строители использовали башни предыдущего храма. Вьоле ле Дюк принял решение переноса этого фасада, чем нарушил пропорциональные соотношения между нефами и огромными хорами.

Тройной портал, называемый «Королевский Портал», датируемый 1145-1455 гг., является шедевром романского искусства. Он украшен колоннами-статуями, посвященными Христу Спасителю, пропорции которых значительно вытянуты. Южный портал, где также расположен вход в собор, представляет собой портик, декор которого относится к 1220 г., с тремя аркадами и лестницей. Симметричный ему северный портал выполнен в том же стиле. Его конструкция, продолжая и дополняя вытянутые арки, привела к частичному их смещению, нарушив прочность трансепта, поэтому для соединения портика с основным зданием храма были вставлены металлические крюки. Западный фасад – самый элегантный и в то же время самый сложный. Его украшает тройной вход, сооруженный в 1134-1150 гг. Фасад заполнен орнаментальными элементами и скульптурами, великолепными образцами ранней готики.

Самыми впечатляющими во внешнем облике собора являются величественные вытянутые арки, состоящие из нижних и верхних аркад: первые – ряды полукруглых арок, вторые – с повторяющимися четырехлистниками. К сожалению, Капелла Фламбуайан (1416) в результате грубой реставрации, проведенной в 1872 г., нарушила гармонический строй, которому следовали арки.
Вошедшего в собор встречает огромный лабиринт. В средневековых храмах это не было чем-то исключительным, но во времена, считавшие себя более просвещенными, лабиринты были попросту уничтожены. Их сочли «бессмысленной забавой и тратой времени» — говоря словами священника, жившего в Шартре в конце XVII в.

Между тем в христианском храме не могло оказаться ничего, не имеющего глубокого смысла и символического значения. Лабиринт обозначал как крестный путь самого Христа, так и путешествие человека по жизни. Паломники с молитвой проползали его на коленях (261 метр), что занимало едва ли не час времени. Еще лабиринт напоминал о древней истории Тесея, Ариадны и Минотавра и тем самым символизировал борьбу добра и зла в лабиринтах души, а заодно и путеводную роль церкви. Такое символическое значение подтверждается отсутствием тупиков и развилок. Здесь есть лишь один извилистый путь, который так же неизбежно ведет к цели, как и жизненная стезя — к смерти. А выход лабиринта в храм соответствует христианскому пониманию смерти не как конца, а как начала новой, вечной жизни.

Расстояние от центра лабиринта до входной двери почти совпадает с высотой окна-розы над этой же дверью. В этом совпадении тоже заключена важная символика. Когда в день Страшного суда все здания рухнут на землю, окно-роза упадет на лабиринт, земное сольется с небесным и мир выйдет за границы времени и смерти.

Собор затягивает, он как будто обладает властью над людьми, возвышает каждого входящего, придает силы его духу. Все виды искусств слились в готическом храме, чтобы продемонстрировать идущую снизу древнюю силу земли и нисходящую сверху божественную благодать. И сегодняшние скептики и атеисты так же не остаются равнодушными к воздействию торжественной гармонии храма, как и средневековые паломники и прихожане.

Show More
Добавить комментарий