Норвежский Народный муей. Ставкирка из Гуля

Средневековая деревянная церковь «ставкирка» из городка Гуль, что в губернии Бускеруд (Gol stavkirke), — самый знаменитый и впечатляющий экспонат коллекции Норвежского Народного музея под открытым небом (Norsk Folkemuseum) в Осло. Церковь была построена без единого гвоздя примерно в 1200-1220 годах и является настоящим раритетом: во всей Норвегии сохранилось лишь 28 подобных церквей (ставкирок), причем большинство из них находится в удаленных сельских регионах, по которым редко проходят туристические маршруты. Так что возможность прикоснуться к средневековому деревянному зодчеству, не выезжая за пределы Осло, — исключительное везение. Увидеть такую церковь воочию, поразиться ее необычному, полному очарования облику, ощутить запах смолы, которой пропитана древесина, и услышать, как под твоими ногами поскрипывают половицы, — ради таких эмоций сюда стоит приехать.

Норвежский Народный муей. Ставкирка из Гуля

«Король решил, что Кристиания тоже должна иметь нечто уникальное». Такой ответ в 1888 году получил Артур Хазелиус, основатель шведского Скансена, когда захотел установить копию ставкирки из Гуля в своем музее под открытым небом в Стокгольме. Тогдашний король Норвегии Оскар II, хотя и был одновременно шведским королем, трепетно относился к норвежскому наследию и не одобрил идею тиражирования этого неповторимого экспоната.

Ставкирка из Гуля датируется концом XII — началом XIII века, но претерпела с тех пор множество изменений. В ее архитектуре заметно сходство со ставкиркой из деревни Хегге в регионе Вальдрес (Hegge stavkirke), поэтому ученые предполагают, что, возможно, оба храма построил один архитектор.

Первоначально ставкирка располагалась на старом кладбище городка Гуль (Gol) и, вероятно, до XVII века сохраняла оригинальный облик с галереей вокруг нефа и алтарной части. В 1694 году церковь частично перестроили: переделали навершие со шпилем, установили потолок над нефом, добавили окна в южной стене. Примерно в 1730 году построили новую галерею с южной стороны нефа; чуть позже снесли и перестроили алтарную часть с апсидой. Поскольку при этом использовались материалы от прежней конструкции, удалось сохранить настенные росписи в интерьере. В 1802-1803 годах, когда стало ясно, что церковь слишком мала для многочисленной общины, здание существенно расширили. Галереи вокруг нефа разобрали, построив вместо них новые наружные стены. Перед западным порталом установили крыльцо с двускатной крышей. Именно тогда церковь получила облик, запечатленный на известном рисунке 1846 года.

Перемещение ставкирки в Народный музей в Осло и реставрация

В конце 1870-х годов община Гуля пожелала иметь более вместительную и современную церковь. К тому времени здание находилось в плачевном состоянии. Возникла даже крамольная мысль, невзирая на требования Общества охраны норвежских исторических памятников, снести церковь и распродать ее на стройматериалы. Все эти трения закончились тем, что Общество выделило 200 крон и выкупило ставкирку на условии, что после окончания работ по строительству нового храма древняя церковь будет сохранена и перемещена на новое место.
Где разместить уникальный исторический памятник, было сперва неясно, но в 1881 году на полуострове Бюгдёй начал формироваться первый в мире музей под открытым небом — собрание исторических построек короля Оскара II. На территории этого будущего музея и был выделен участок для ставкирки из Гуля. Однако Обществу охраны памятников отчаянно не хватало средств: было собрано лишь 387 крон, тогда как в общей сложности для переноса и установки церкви требовалось как минимум 6500 крон. В итоге монарх заявил, что возьмет остальные расходы на себя. Соответственно, права собственности на уникальную постройку перешли от Общества к правящему королю. В 1882-1883 годах архитектор Торольф Притц (Torolf Prytz) (1858-1938) сделал обмеры здания. Демонтаж ставкирки и ее перенос в Кристианию (Осло) осуществили в январе 1884 года (ранее не позволяла погода — было недостаточно снега для передвижения на санях).
Весной ценный груз в целости и сохранности доставили на полуостров. Сборка проводилась под руководством архитектора Вальдемара Ханстена (Waldemar Hansteen) (1857-1921). Летом 1885 года полностью собранная и отреставрированная ставкирка из Гуля стала главной жемчужиной коллекции Оскара II, а затем и всего Народного музея Норвегии. Уже в момент своего открытия церковь настолько прославилась, что администрация не закрывала ее даже на выходные, в отличие от остальных зданий. Из-за тех переделок, которым церковь подвергалась в XVII-XIX веках, воссоздать ее в первоначальном виде было невозможно, но реставраторы всё же попытались приблизиться к предполагаемому средневековому облику. В их распоряжении оказалась лишь треть подлинно средневековых материалов — в основном внутренние несущие элементы. Весь экстерьер создавался заново и, соответственно, относится к 1885 году. В то же время внутреннее пространство ставкирки можно считаться практически полностью аутентичным. Правда, в соответствии с тогдашней концепцией реставрации, почти все «пришлые» элементы, поступившие в церковь в течение 700 лет (галереи, окна, скамьи, кафедра), были устранены. С помощью сохранившихся фрагментов и старых материалов были реконструированы неф и алтарная часть с апсидой. Также реставраторы использовали подробные описания экстерьера здания из церковных книг XVII века. Благодаря этим сведениям удалось реконструировать двускатную башенку с двумя колоколами, увенчанную надстройкой со шпилем.
Также была воссоздана галерея вокруг нефа (реставраторы предположили, что изначально она шла по всем четырем сторонам; правда, романских аркад между стойками галереи в первоначальном здании, видимо, не было). При воссоздании галереи и навершия за образец была взята ставкирка в Боргунне (Borgund stavkirke). Что же касается более мелких деталей, таких как оформление свесов кровли, то их воссоздавали по модели ставкирки Хопперстад в губернии Согн-ог-Фьюране (Hopperstad stavkirke).
В 1907 году собрание построек короля Оскара II вместе со ставкиркой из Гуля вошло в состав Норвежского Народного музея. Хотя формально право собственности на церковь по-прежнему принадлежит правящему монарху, управлением занимается музей.
Последняя реставрация ставкирки из Гуля была предпринята в 2011 и завершилась в 2013 году.
http://www.mishanita.ru/2014/04/06/22573/

Show More
Добавить комментарий