Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

САНКТ — ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИМЕНИ И.Е.РЕПИНА

____________________________

— старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение, ведущее свою историю от Императорской Академии художеств. Институт вместе с Московским государственным академическим художественным институтом им. В. И. Сурикова входит в структуру Российской академии художеств.

История

Мировой авторитет российского изобразительного искусства, а вместе с ним и русской художественной школы, общеизвестен.
Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — «Академия трех знатнейших художеств» — была основана по инициативе И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова указом Сената в 1757 году. Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А через шесть лет 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств» — законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности. Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры — MDCCLXIV. Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения.
Начинали с рисования — на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов (гравюр с картин лучших мастеров или рисунков), гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры. Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы — лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.
Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго «достоинства» отправлялись в «пенсионерскую» поездку для усовершенствования мастерства (как правило, в Италию и Францию).

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлета, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников. Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени. Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру. Все это давало положительные результаты, ибо в процессе учения нет ничего более эффективного, чем непосредственное наблюдение за работой опытного художника, изучение всех ее стадий.

Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений.
В Академии учились: А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, С.Ф.Щедрин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов, И.Н.Крамской, В.И.Суриков, В.А.Серов, И.Е.Репин, И.И.Бродский, И.Э.Грабарь, М.Б.Греков;
архитекторы: В.И.Баженов, И.Е.Старов, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, В.П.Стасов;
ваятели: Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, И.П.Мартос, С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский, П.К.Клодт, М.М.Антокольский и многие другие.
Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник Т.Г.Шевченко. Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю оно ни разу не меняло своего назначения — воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.

И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На пяти факультетах учатся более 700 студентов на дневном отделении и порядка 800 — на заочном из России и зарубежных стран.

Опираясь на свой богатый творческий опыт, развивая и обновляя его применительно к потребностям меняющегося времени, Институт имени И.Е. Репина уверенно смотрит в будущее, не забывая о традиционном сознании высокой общественной роли художника и долга служения его Отечеству.
__________________________

Краткие и полные прежние названия института

ВХУ — Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге — Петрограде. Своё название носило до 1918 года. Возникло на базе Воспитательного училища при Императорской Академии художеств, основанного в 1764 году и просуществовавшего до 1840 года.
ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Своё название получили в результате Постановления Совета народных комиссаров от 12 апреля 1918 года об упразднении Императорской Академии художеств и ее последующего преобразования в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). Их официальное открытие состоялось незадолго до празднования первой годовщины Октябрьской революции. Просуществовали до 1921 года.
ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде (1921—1922), а также в Москве (1920—1927). Название получили в результате преобразования ПГСХУМ при воссоздании в Петрограде Академии художеств. Просуществовали в Петрограде до 1922 года, в Москве до 1927 года.
ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт в Петрограде — Ленинграде (1922—1930) и Москве (1927—1930). Название получил в результате реорганизации ВХУТЕМАС. В Ленинграде название носил до 1930 года.
ИНПИИ — Институт пролетарского изобразительного искусства (1930—1932). Название получил в результате преобразования ВХУТЕИН после очередной реорганизации учебного заведения. Название носил до 1932 года.
ЛИЖСА — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Название получил в ходе преобразования Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Название носил до 1944 года.
ЛИЖСА имени И. Е. Репина — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Имя Ильи Ефимовича Репина институт получил в 1944 году. Название сохранял до 1990-х годов.

Также существуют следующие полные и сокращённые неофициальные названия института, часто встречающиеся в литературе и обиходной речи[источник не указан 383 дня]:
Репинка;
Институт Репина;
Ленинградская Академия художеств;
Петербургская Академия художеств;
Институт живописи имени И. Репина;
ИЖСА;
ИЖСА имени И. Репина;
Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
Институт живописи, скульптуры и архитектуры;
Всероссийская Академия художеств.

Show More
Добавить комментарий