Кентерберийский кафедральный собор(Лондон) — основан в 597 году

Кентерберийский кафедральный собор, расположенный в городе Кентербери (английское графство Кент), является одним из старейших и наиболее известных христианских сооружений в Англии. Кроме того, он является одним из объектов Всемирного наследия. Помимо этого, кафедральный собор служит резиденцией архиепископу Кентерберийского – главе Англиканской церкви и символической главе Англиканского Сообщества по всему миру. Официальное название собора – Кафедральный собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери.

Кентерберийский кафедральный собор(Лондон) — основан в 597 году

Основанный в 597 году, собор был полностью перестроен в 1070-1077 годах. Восточная часть была сильно расширена в начале двенадцатого века, а после пожара в 1174 года ее в значительной степени реконструировали в готическом стиле. Нормандский неф и трансепты сохранились лишь до конца XIV века, так как затем они были разрушены, для строительства на их месте настоящих сооружений.

Первым архиепископом собора был Августин Кентерберийский, который ранее занимал пост настоятеля Бенедиктинсого Аббатства Святого Андрея в Риме. Он был послан папой Григорием Великим в 596 году в качестве проповедника к англосаксам. Августин основал собор в 597 году и посвятил его Святому Спасителю, Иисусу Христу. За городскими стенами Августин также основал аббатство Святых Петра и Павла. Позже это аббатства было перепосвящено самому Святому Августину и на протяжении многих лет оно являлось местом погребения последующих архиепископов. Монастырь является одним из строений в Кентербери, которые входят в список объектов Всемирного наследия, среди которых сам кафедральный собор и древняя Церковь Святого Мартина.

Святой Беда (английский монах, состоявший в Нортумбрийском монастыре) записал, что Августин вновь использовал бывшую Римскую церковь. Самые старые части церкви были найдены во время раскопок, проводившихся под настоящим нефом в 1993 году, как бы то ни было, части фундамента англосаксонского здания, были воздвигнуты поперек римской дороги. Они указывают, что первоначально храм состоял из нефа, возможно, с притвором и с пределами, расположенными к северу и югу. Меньшая по размеру второстепенная постройка была обнаружена к юго-западу от этих частей здания.

В IX или в X веке данная церковь была заменена на более крупную конструкцию (49 метров на 23 метра), западная часть которой имела квадратную форму. Оказывается, там была и квадратная центральная башня. Летописец XI столетия — Эадмер, который еще мальчиком был знаком с саксонским кафедральным собором, писал, что по своей структуре, здание напоминало собор Святого Петра в Риме, при этом указав, что оно имело форму базилики, а восточная часть собора была выполнена в апсидальной форме.

В ходе реформ архиепископа Святого Дунстана (909–988 гг.), бенедиктинский монастырь, имевший название Церковь Христа Чудотворца, был присоединён к собору. Однако официальное его учреждение в качестве монастыря произошло примерно в 997 году, а община стала полностью монашеской лишь во времена Ланфранка (архиепископ Кентерберийский, живший в 1010-1089 годах). Также Ланфранк учредил монашеский устав, с которым он обратился к настоятелю Генри. Святой Дунстан был похоронен на южной стороне Главного престола.

Во время внезапного нападения датчан на Кентербери в 1011 году собор был сильно поврежден. Архиепископ Алфейдж был взят в плен налетчиками и 19 апреля 1012 был убит в Гринвиче. Он является первым из пяти кентерберийских архиепископов-мучеников. После управления собором архиепископов Лифинга (1013–1020 гг.) и Ателнота (1020–1038 гг.) к зданию была присоединена западная апсида, в которой разместилась часовня Святой Девы Марии. Раскопки 1993 года показали, что апсида была многоугольной и многосторонней из-за шестиугольных башен, которые являлись частью монументального западного фасада, расположенного перпендикулярно главному нефу. В нем находился престол архиепископа, а также, немного восточнее, алтарь Святой Девы Марии. Конструкции аркадных стен были усилены, а башни были присоединены к восточным углам примерно в то же время, когда был построен западный фасад.
Кентерберийский собор в Норманнский период

Через год после завоевания норманнов, в 1067 году, собор был уничтожен пожаром. Восстановление собора началось в 1070 году под руководством первого норманнского архиепископа Ланфранка (1070-1077 гг.). Он расчистил место от развалин старого строения и перестроил кафедральный собор, использовав в качестве строительного материала камень, привезенный из Франции. Проект собора по большей части основывался на дизайне Аббатства Святого Этьена, расположенного в Кане, где ранее Ланфранк занимал пост аббата.

Новая церковь имела крестообразной форму, а ее неф, состоящий из девяти пролетов, заключал в себе боковые приделы. Также собор состоял из пары башен, располагавшихся в западной части здания, трансептов с апсидальными приделами, низкой перекрещенной башни и короткого хора, который заканчивался тремя апсидами. Он был посвящен Иисусу Христу в 1077 году. Вслед за избранием настоятеля Эрнулфа в 1096, не отвечающая тогдашним требованиям восточная часть собора, построенная Ланфранком, была снесена и заменена восточным отделением, которое в длину составляло 198 футов. Эта конструкция, возвышающаяся над большой и искусно декорированной криптой, удваивала длину кафедрального собора.

В 1107 году на посту настоятеля Эрнулфа сменил Конрад, который к 1126 году закончил работу над восточным отделением. Сам новый хор принял форму законченной церкви, имеющий свои собственные трансепты; восточная часть в проекте имела полукруглую форму, а прилегающие к ней часовни открывали путь в деамбулаторий (кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов). Как и во многих романских церквях, внутренняя часть хора была богато украшено. Уильям Мальмсберийский писал: «Ничего подобного не невозможно было увидеть в Англии, так как со светом, излучаемым оконными стеклами, с мерцанием мраморного пола или с многоцветной живописью, которая постепенно ведет взгляд к панельному потолку, ничего не может сравниться”. Хотя хор назван в честь архиепископа, основавшего собор в шестом веке, Трон Святого Августина может относиться к норманнскому периоду, так как первая запись об использовании трона относится к 1205 году.

Поворотным моментом в истории Кентерберийского кафедрального собора стало убийство Томаса Бекета в северо-западном трансепте (трансепт также известен как Мученический), которое было совершено во вторник, 29 декабря 1170 года, рыцарями короля Генриха II. Король часто конфликтовал с обладающим сильной волей Бекетом, и даже говорят, что однажды воскликнул в отчаянии: ”Кто избавит меня от этого непокорного священника?”. Рыцари поняли это буквально и убили Бекета в его собственном соборе. Бекет является вторым из четырех убиенных архиепископов Кентерберийских. Доход от паломников (путешествия некоторых из них описаны в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера), которые совершали путешествие, чтобы поклониться усыпальнице Бекета (в свою очередь считавшуюся местом исцеления), в значительной степени пошел на оплату последующей реконструкции собора и связанных с ним построек. Также в сумму доходов от паломников входила продажа образков, изображающих Бекета, его мученичество или усыпальницу. Святыня была перенесена в 1538 году. Король Генрих VIII привлек мертвого святого к суду по обвинению в измене. В отсутствие святого его признали виновным, а сокровища, помещенные в его усыпальницу, были конфискованы. Все эти богатства перевозили в двух сундуках и на 26 повозках.

В сентябре 1174 года в результате пожара хор был серьезно поврежден, требуя серьезной реконструкции, продвижение работ которой день за днем записывалось монахом Джервейсом. Пожар не тронул крипту и даже сохранил внешние стены, которые в ходе реконструкции были увеличены в высоту на 12 футов (3,7 метра). Все остальное (в том числе стрельчатые арки, реберный свод и контрфорсные арки) было изменено во время реконструкции в соответствии с новым готическим стилем. Использованный в строительных работах известняк доставлялся из Нормандии, а при сооружении колонн был использован Пурбекский мрамор. Хором снова стали пользоваться в 1180 году, и в этом же году в хор из подземной усыпальницы были перевезены останки Святого Дунстана и Святого Элфея.

Мастер-каменщик, назначенный для реконструкции хора, был французом, Уильямом Санским (Санс — старинный город во французском департаменте Йонна). После травмы, полученной им в результате падения с лесов в 1179 году, он был заменен одним из своих бывших помощников, более известным как «Уильям англичанин”. В 1180-1184 годах на месте старой восточной часовни, конечная часть которой имела квадратную форму, была возведена настоящая часовня Троицы, в которой специально был спроектирован просторный протяженный деамбулаторий для размещения там усыпальницы Святого Бекета. Было широко распространено мнение, что в этой усыпальнице находилась верхняя часть его черепа, которая была отрублена во время его убийства. Эта последняя часовня стала известна как «Корона” или «Корона Беккета». Все новые части были расположены к востоку от хоровых трансептов. Они возвышались на более высокой крипте, нежели хор Эрнулфа, к которым присоединялась лестница между двумя уровнями. Работа была завершена в 1184 году, хотя храм не был официально открыт до 1220 года. С течением времени другие важные захоронения появились на данной территории, например, такие как захоронение Эдварда Плантагенета («Черный принц») и короля Генриха IV.

План Кентерберийского собора и монастырских зданий, запечатленный с высоты птичьего полета, который также известен как «план водопроводных сооружений”, сделан примерно в 1165 году и сохранен в Псалтыре Эдвина, что находится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в Кембридже. На нем в общих чертах отображены те же самые принципы расположения объектов, которые были присущи всем бенедиктинским монастырям, хотя в большинстве случаев клуатр и монашеские постройки размещались к северу, а не к югу от церкви. Также там находился отделенный чепта хаус (место для заседаний). Вокруг церкви здания образовывали отдельные группы. Рядом на северной стороне, располагался клуатр и группа зданий задействованных в монашеской жизни. К востоку и западу от этих построек, находились те, которые были предназначены для приема гостей, посетителей. К северу большая открытая площадка, отделяющая монашеские здания от хозяйственных сооружений, таких как конюшни, амбары, хлев, пекарня, варочный цех и прачечные, в которых работали мирская прислуга этого учреждения.

На максимально большом возможном расстоянии от церкви, за пределами монастырской территории располагался благотворительный департамент. Место раздачи милостыни для оказания помощи бедным, с присоединённым к нему большим залом, образовывали вместе монастырский приют для нищих. В группу зданий, посвящённых в монашеской жизни, входили два клуатра. Большой клуатр был окружен зданиями существенно связанными с повседневной жизнью монахов — с церковью на юге, с трапезной расположенной, как всегда, на противоположной стороне, с общей спальней, возвышающейся над сводчатой криптой, с чепта хаусом (комната для собраний), который находился рядом и с комнатой келаря, ответственного за обеспечение как монахов, так и гостей едой, к западу. Проход под спальней ведет на восток к маленькому или лазаретному клуатру, который был предназначен для больных или немощных монахов. Зал и часовня лазарета простираются к востоку от этого клуатра.

По своей форме и расположению они напоминают неф и алтарь церкви, имеющей боковые пределы. Под спальней, возвышаясь над зеленой площадкой или гербарием, расположена «пизалис” или отопительная – общая комната для монахов. В ее северо-восточном углу находился проход, ведущий из спальни в туалетную комнату, в здание, построенное в форме норманнского зала — 145 футов в длину на 25 футов в ширину (44,2 х 7,6 метра), который заключал в себе 55 мест. Она была тщательно сконструирована в соответствии с правилами гигиены, где поток воды проходил через нее от одного конца к другому.

Вторая спальня меньшего размера, предназначенная для монастырских служащих, простиралась от востока к западу. Рядом с трапезной, но за пределами клуатра, располагались внутренние подсобные помещения, связанные с ней: к северу – кухня площадью в 200 квадратных метров, крыша которая имела пирамидальную форму, и кухонный двор; к западу – кладовые комнаты для хранения провианта. Лазарет располагал своей собственной кухней. Напротив двери трапезной в клуатре находились две уборочные, где монахи мылись до и после принятия пищи.

Здания, предназначенные для гостей, были разделены на три группы. Группа зданий для приоров «открывалась нашему взору с юго-восточного угла зеленого двора, располагавшаяся, рядом с наиболее священной частью храма, что подобалось уважаемому церковнослужителю или представителю дворянства, которые были приписаны к нему”. Келарские постройки, где принимали обычных посетителей среднего класса, находились рядом с восточной частью нефа. Место паломников, которые были ниже по своему социальному статусу, и бедняков было отнесено к северному холлу или к месту для раздачи милостыни, только в пределах ворот.

В число настоятелей Христова Монастыря входил Иоанн Ситтинборский, избранный в 1222 году (ранее он был монахом монастыря) и Уильям Чилленндейл, избранный в 1264 году (ранее он был монахом и хранителем ценностей монастыря). Монастырь получил право избирать своих собственных настоятелей, если папское место никем не было занято. Далее от Григория IX монастырь получил право на свободные выборы (хотя архиепископ ведал контролем над их выбором). На посту настоятелей монастыря также были: Этелрик I, Этелрик II, Уолтер де Эншем, Реджинальд Фиц Джослин (был принят в число собратьев незадолго до своей смерти), Найджел де Лонгчампс и Эрнулф. Монахи, с тех пор как архиепископ стал номинально их аббатом (или настоятелем), часто выдвигали кандидатов на место архиепископа Кентерберийского как из числа своих, так и из числа монахов других монастырей, однако выбор другого человека на этот пост мог привести к столкновениям с королем или с папами — примерами этому служат выборы Болдуина Фордского и Томаса Кобэна.

В начале XIV века настоятель Истари возвел каменный экран в хоре, а его преемник, настоятель Оксиден установил в часовне Святого Ансельма большое окно, разделенное на пять секций. В 1377 году начались работы по замене норманнского нефа и трансепта, а также перекрещивающихся контрфорсов. Старые апсидальные пределы трансептов были сохранены, вплоть до их замены в последующем столетии. Неф был снесен, и заново построен в западной части собора в перпендикулярном стиле, где в боковых нефах пропорционально верхнему ряду окон были исключительно высокие арки. Трансепты, неф и боковые проходы были покрыты звездчатый сводом, с нанесенными на нем рельефными украшениями.

Большая часть работ была выполнена во время приората Томас Чиллендена (1391-1411 гг.). Чилленден также построил экран в хоре, расположенный в восточной части нефа, в который был включен каменный экран Истри. Собор был серьезно поврежден в результате серьезного землетрясения 1382 года, в результате которого он потерял свои колокола и колокольню. Нехватка денег, и приоритет, отданный реконструкции клуатра и места для собраний (чепта хаус), означило приостановку перестройки западных башен. Юго-западная башня до 1458 года так и не была реконструирована, а норманнская северо-западная башня простояла вплоть до 1834 года, когда башню заменили ее копией, выполненной в перпендикулярном стиле.

Около 1430 года апсида южного трансепта была передвинута для того, чтобы освободить место для часовни, посвященной Святому Михаилу и Всем Ангелам, которую основала леди Маргарет Холланд. Апсида северного трансепта была заменена часовней Леди Чэпл, возведенной в 1448-1455 годах. Работы по сооружению 235-футовой перекрещенной башни начались в 1433 году, хотя подготовка к ним проделывалась в течение периода приората Чиллендена. В то время были усилены конструкции колонн. Примерно в начале XVI века дальнейшее их укрепление было признано необходимым, и тогда же контрфорсные арки были присоединены и расположены под южными и западными арками башни. Башню часто называют «Ангельской Башней», в честь позолоченного ангела, который стоял на ее вершинах.

Собор перестал быть аббатством во время роспуска монастырей, когда все религиозные учреждения были распущены. Кентербери сдался в марте 1539 года, и вернулся к своему прежнему статусу «коллегии светских канонников”. Переименование в собор произошло 8 апреля 1541 года. В 1688 году столяр Роджер Дэвис, житель Лондона, убрал старые подставки для ног и заменил их своими собственными работами, которые установил в два ряда по каждую сторону хора. От некоторых из подставок Дэвиса определенно веет средневековьем, и поэтому, может быть, он скопировал дизайн с нескольких подлинных подставок периода средневековья. Когда в XIX веке сэр Джордж Гилберт Скотт завершил все работы по реконструкции собора он уничтожил передний ряд подставок для ног Дэвиса, заменив их подставками, выполненными по его личному проекту, в число которых, кажется, входило много копий подставок из Глостерского собора, Вустерского кафедрального собора и из Нового Колледжа, который находится в Оксфорде.
Кентерберийский собор в XVIII-XX веках

Подлинная норманнская северо-западная башня, над которой вплоть до 1705 года возвышался свинцовый шпиль, из-за конструктивных проблем была снесена в 1834 году. Ее заменили строением-близнецом юго-восточной башни (сейчас более известным как башня Арундел), выполненным в перпендикулярном стиле. Сооружение башни было последним крупным изменением в конструкции собора. Кафедральный собор также является Полковой церковью Королевского Полка Королевы Уэльса.

В 2006 году была начата новая компания по сбору 50 миллионов фунтов стерлингов. Для привлечения большего внимания СМИ был придуман драматично звучащий слоган «Спасите Кентерберийский Кафедральный Собор!». Каждые пять лет в соборе проводится полный структурный осмотр. Последний так называемый Куинквенниал (пятилетний осмотр) выявил, что сочетание многовекового выветривания, загрязнение окружающей среды и постоянного боя в колокола плохо повлияли на состояние собора и повлекли за собой серьезные проблемы, которые требовали немедленного решения. Большая часть каменной кладки собора повреждена или находится в процессе разрушения, крыша течет, а большинство витражей серьезно проржавели.

Специалисты считают, что если в настоящее время не будут предприняты эффективные меры по спасению собора, то скорость разрушения и общий ущерб, нанесенный зданию, будет резко увеличиваться, что приведет к катастрофическими последствиям. Так, большую часть собора могут закрыть с тем, чтобы гарантировать безопасность миллионов верующих, паломников и туристов, которые каждый год посещают собор. К ноябрю 2008 года в результате программы было собрано более 9 миллионов фунтов стерлингов. Предыдущие крупные программы призыва проводились в 1950-е и 1970-е годы.

Летом 2009 года было обнаружено, что камни в кладке Юго-западного Трансепта потрескались вокруг скоб, окружающих Большое Южное Окно. Предполагается, что эти щели является следствием расширения и сжимания металла в жаркую и холодную погоду, что серьезно повредило конструкцию окна. Трансепт был немедленно закрыт, на случай если бы окно обрушилось, а также были сооружены подмостки. Кроме того территория непосредственно перед окном и внутри была оцеплена и накрыта, для того чтобы сохранить доступ в здание через южную дверь, расположенную снизу. Сразу после того, как были обнаружены повреждения, этому участку был отдан приоритет в реконструкции.

В Юго-западной башне (Оксфордской Башне) размещены основные колокола собора, которые используют для игры в особой технике Английской манеры игры («переменный звон”). Там находятся четырнадцать колоколов — кольцо из двенадцати и двух полутональных колоколов. Такое сочетание колоколов позволяет играть на десяти, восьми или шести колоколах, при этом, издаваемая мелодия остается гармоничной. Все колокола были отлиты в 1981 году в литейной «Уайтчепл Белл». Из семи колоколов со старым трезвоном при добавлении нового металла получилось двенадцать новых. Длина канатов (натяжение) было увеличено путем понижения уровня пола звонарной комнаты, так чтобы он был на уровне свода бокового предела. Самый тяжелый колокол из этого кольца весит 34 центнера (британских = 50,8 кг) или 1,72 тонны. Звонари тренируются по четвергам в 7:30 утра.
В Северо-западной башне (Башня Арундел) размещаются куранты кафедрального собора. Пять четвертых состава этих колоколов было заимствовано из старого набора двенадцати колоколов, расположенных в башне Оксфорд (которая была исконным местом этих часов), а затем они были размещены на балках башни Арундел. Куранты, приходя в движение, бьют в восьмой григорианской тональности, которую также используют при игре в колледже Мертон в Оксфорде. В час, когда начинают бить куранты, звонит колокол Великого Дунстана – самый большой колокол в Кенте, который весит 63 британских центнера или 3,2 тонны. Также колокол трезвонит по воскресным утрам во время Заутрени.

В 1316 году настоятель Генри Истри, возможно величайший благодетель кафедрального собора, действующий единолично, подарил большой колокол, посвященный Святому Томасу, который весил 71 ? центнера или 3,63 тонны. Позже, в 1343 году, настоятель Хатбранд подарил колокола, посвященные Иисусу и Святому Дунстану. В то время колокола в колокольне перевесили, а их имена записали как «Иисус», «Дунстан», «Мария», «Крандейл», «Элфи» (Элфидж) и «Томас”.

Во время сильного землетрясения 1382 года колокольня упала, разрушив первые три из названных колоколов. После их реконструкции, остальные три колокола были перевешаны вместе с двумя другими, сведений о выплавки которых не осталось. Самым старым колоколом собора является Колокол Гарри, который висит в клетке на вершине центральной башни, которой он отдал своё имя. Этот колокол был отлит в 1635 году. Он производит удары каждый день в 8 утра и 9 вечера, чтобы сообщить об открытии и закрытии собора, соответственно, также его временами используют при некоторых службах в качестве Священного колокола.

В коллекции Кентерберийского собора находится приблизительно 30 тысяч книг и брошюр, изданных до XX века, и около 20 тысяч более поздних книг и периодических изданий. Многие из ранних книг были пожертвованы собору. Библиотека богата собраниями на тему церковной истории, старого богословия, истории Великобритании (в том числе и местной истории), путешествий, науки и медицины, а также книгами, написанными на тему антирабовладельческих движений. Эти собрания также входят в онлайн каталог библиотеки университета Кента.

Show More
Добавить комментарий