Иллюзорное здание в Париже.

Здание, которое вы сейчас видите, кажется удачной работой в фотошопе, однако на самом деле оно реально и находиться в Париже на бульваре Георга V. Для столицы Франции такие здания не редкость, их насчитывается несколько тысяч. Вот только вариант росписи подобных строений необычен: он придает эффект таяния. Данная техника носит название trompe l’oeil, что в переводе обозначает обман зрения, иллюзию.

Иллюзорное здание в Париже.

Иллюзорное здание в Париже.

Trompe l’oeil — это настоящее искусство, которое зародилось в середине 15 века во Франции. Основной целью trompe l’oeil является создание реалистичных картин, создающих иллюзию объемности нарисованных предметов.

Иллюзорное здание в Париже.

Одним из ярчайших представителей этого художественного направления являлся Андреа Поззо (Andrea Pozzo, годы жизни: 1642 — 709). Его самая известная работа — фреска на своде церкви Иезуитов (Jesuit Church), которая находится в Вене, Австралия.

Андреа дель Поццо (Andrea del Pozzo) (1642-1709)
Итальянский живописец и архитектор, представитель барокко. Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором (фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме, 1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).

Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Третьим проектом Оливиа было начать украшение церкви Святого Игнатия.

В 1680 году Олива призвал в Рим брата-иезуита Андреа Поццо. Это оказалось решением огромной важности. Тогда Поццо, уроженцу Тридента, было тридцать восемь лет. Трудности задержали его в дороге и, когда он прибыл в Рим, Олива был уже мертв. Но Поццо понимал, как велики были возложенные Олива надежды на церковь Святого Игнатия, и поэтому он внес в украшение церкви три значительных вклада. Сначала он решил проблему несуществующего купола.

Затем Андреа дель Поццо принялся за кафедру и апсе. Эти части церкви художник расписал фресками, изображающими сцены из жизни Игнатия, с кульминацией на видении Игнатия в Ла Сторта, где он услышал слова Бога: «Я буду милостив к тебе в Риме». Поццо уловил дух видения и подъем эмоций, которые играли главную роль в искусстве времен Католической Реформы. Создав образ видения в Ла Сторта, Поццо присоединился к другим великим художникам, пытавшимся выразить сияние и таинство святого в глубоком единении с Живым Богом.

Андреа дель Поццо достиг пика своего мастерства фреской в массивной нише церкви. Его темой стал миссионерский дух Общества, выраженный в словах Христа: «Я пришел низвести на Землю огонь, и желал бы Я, чтобы он уже возгорелся». С потрясающей ясностью он нарисовал Бога-Отца, посылающего луч света Сыну, который, в свою очередь, передает его Игнатию, который разделяет его на четыре части и отправляет в Европу, Азию, Африку и Америки. Ошеломляющей красотой Андреа дель Поццо воздал должное своим собратьям-иезуитам, несущим людям свет Божьей любви. Его работы ознаменовали полное восприятие иезуитами стиля барокко в Риме.

Поццо умер 31 августа 1709 в Вене. После его смерти император Иосиф I приказал отчеканить памятную медаль, посвящённую Андреа дель Поццо. Поццо — автор трактата “ Перспектива живописцев и архитекторов” (русский перевод 1936).

Show More
Добавить комментарий