Дворцы Турции

Большой или Святой дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рождённых в Порфирной зале дворца, называли порфирородными.

Дворцы Турции

Буколеон — византийский императорский дворец на берегу Мраморного моря, в районе Константинополя, названном в честь персидского принца Ормизда. Строительство его приписывалось Феодосию II и Юстиниану, а название, как считалось, произошло от статуи быкольва, украшавшей здешнюю гавань. Сохранившиеся до сего дня руины были, по всей видимости, воздвигнуты императором Феофилом; обращает на себя внимание балкончик, с которого император мог созерцать морскую даль. В 1204 году дворец был разорён крестоносцами и находился в запустении при Палеологах, которые предпочитали жить во Влахернах. Часть развалин была окончательно снесена в 1873 году при строительстве железной дороги.

Дворцы Турции

Дворец Бейлербейи (тур. Beylerbeyi Saray) — летняя резиденция султанов, расположен на азиатском берегу Босфора. Она была заказана султаном Абдулазизом и построена между 1861—1865 в нео-барочном стиле, в основе традиционный план дома характерный для Османской империи. Важные иностранные гости, посещающие Османскую империю останавливались в этом дворце в течение летних месяцев. Султаны любили находиться во дворце Долмабахче в течение зимних месяцев и приезжали сюда только на лето из-за умеренного климата. Полы были покрыты плетеными циновками из Египта, от влажности зимой и жары летом. Есть также большие ковры (типа Хереке), которые украшали пол. Богемные хрустальные люстры, французские часы, а также китайские, японские, французские и турецкие фарфоровые вазы украшают дворец. Сады полны различных видов деревьев, с прекрасным видом на пролив Босфор. Адрес: Дворец Бейлербейи, проспект Чайрбаси, Бейлербейи (Beylerbeyi Palace, Cayirbasi Cad, Beylerbeyi)

Долмабахче (тур. Dolmabahce) — дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ.
Строился в 1842-53 гг. для Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный посоперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Среди основных достопримечательностей — подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом почти в пять тонн, и собрание картин Айвазовского, которые художник исполнил по заказу султана.
За несколько десятилетий дворцовый комплекс, первоначально скромный по размерам, разросся до того, что занял 45 тыс. кв. метров. В 1889 г. Абдул-Хамид II перенёс свою резиденцию во вновь построенный дворец Йылдыз, однако его преемники вернулись в Долмабахче. После падения монархии во дворце поселился Ататюрк; здесь он и умер 10 ноября 1938 г. Опустевший дворец оставался музеем вплоть до сентября 2007 года, когда турецкий парламент вернул ему политическую функцию, сделав Долмабахче официальной резиденцией премьер-министра.

Йылдыз-сарай (Yldz Saray; «Звёздный дворец») — дворцово-парковый комплекс в Стамбуле, служивший главной резиденцией османских султанов со времён Абдул-Хамида II (правил в 1876—1909 годах).
Абдул-Хамид покинул приморский дворец Долмабахче из страха перед внезапным нападением флота враждебной державы (например, России). Он поручил расширение царской усадьбы в Йылдызе, изначально обустроенной Абдул-Меджидом I и расположенной в менее уязвимом месте, итальянскому архитектору Раймондо д’Аронко.
Сквер между дворцами Йылдыз и Чираган занимает парк Йылдыз, засаженный экзотическими деревьями и цветами. В нём сохранились Мальтийский павильон Абдул-Азиза, спроектированный Бальянами в разгар придворного увлечения формами европейского барокко, дворец-«шале» с перламутровой гостиной кайзера Вильгельма II, придворный театр и фарфоровая мануфактура.
После падения монархии в Йылдызе некоторое время останавливались приезжавшие в Стамбул главы зарубежных государств и высокопоставленные дипломаты (включая Косыгина и Подгорного), пока наконец он не был преобразован в общедоступный музей.

Кючюксу или Гюксу — вилла султана Абдул-Меджида на азиатском берегу Босфора в Бейкозе, между Анатолийской крепостью и мостом султана Мехмеда. Это яркий памятник т. н. османского барокко — стиля, который практиковали армянские зодчие Бальяны.
Миниатюрный дворец, построенный в 1857 году и в 1944 году превращённый в музей, заменил собой деревянное жилище визиря Махмуда I. Его оформление причудливо сочетает в себе традиционные турецкие мотивы с европейскими диковинками. За убранство помещений отвечали мастера бозара, строившие Венскую оперу.
В отличие от других дворцов султана, вилла отделена от города не высокой стеной, а ажурной решёткой в европейском стиле. Парк в своё время украшали садовые павильоны, большей частью утраченные.

Новый или Малый Влахернский дворец — руинированный трёхэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов. Гадательно отождествляется с упоминаемым в византийских источниках дворцом Багрянородного. Наиболее полное представление о его внешнем виде дают зарисовки Тексье и Зальценберга, выполненные в середине XIX века.
Трёхэтажный корпус гораздо более обширного дворцового комплекса во Влахернах был построен на том месте, где Феодосиевы стены смыкаются со стенами собственно Влахернского предместья. Нижний ярус с четырьмя арками поддерживал второй этаж с пятью крупными окнами и длинным балконом с восточной стороны. Весь верхний этаж, вероятно, занимал двусветный тронный зал. Декоративный эффект основан на излюбленном Палеологами сочетании кирпичной кладки с изразцовыми и беломраморными вкраплениями.
В 1453 году турки ворвались в город через ворота Цирка, которые непосредственно примыкают ко дворцу. В XVI веке в Текфур-сарае, как его прозвали турки, помещался зверинец султана, затем — дом терпимости и еврейская богадельня. В XVIII веке здесь были мастерские по производству изразцов наподобие изникских. В начале XX века на территории дворца пытались наладить производство стеклянной тары.
Несмотря на отсутствие межэтажных перекрытий и крыши, Малый дворец сохранился лучше других константинопольских дворцов и потому даёт наиболее полное представление о светской архитектуре поздневизантийского периода. В начале XXI века ввиду повышенного интереса ко дворцу туристов была предпринята попытка его реставрации с использованием современных материалов.

Мирелейон — дворец византийского императора Романа Лакапина в Константинополе, от которого сохранилась единственная церковь начала X века, обстроенная со всех сторон современными зданиями и действующая в качестве мечети Бодрум-джами (Bodrum Camii).
Ещё до взошествия на престол Лакапин приобрёл «дом мирры» неподалёку от берега Мраморного моря и начал строительство здесь дворца, который должен был соперничать в великолепии с Большим императорским дворцом, расположенном на расстоянии километра. В основу дворца Лакапина легла превращённая в цистерну ротонда V века с куполом диаметром 41,8 м — вторым по величине после римского Пантеона.
После изгнания Лакапина из столицы дворец был обращён в женский монастырь, а в построенной императором дворцовой церкви нашли упокоение не только он сам, но и его супруга и сын-соправитель Христофор. Роман и Христофор были первыми императорами, похороненными за пределами церкви Двенадцати Апостолов.
Во времена Латинской империи семейная святыня Лакапинов была предана огню и заброшена. Только в 1500 году визирь Баязида II обратил внимание на пустующий храм, отремонтировал здание монастырского кафоликона, пристроил к нему минарет и превратил в мечеть, которая, впрочем, пустовала после разрушительных пожаров 1784 и 1900 годов. В 1964—65 годах была предпринята довольно варварская попытка реставрации, следы которой удалось загладить только к 1986 году.
Средневековый интерьер Мирелейона ныне безвозвратно утрачен, однако внешний облик храма не претерпел значительных изменений. Длина стены четверика не более девяти метров; над ним парит световой барабан с полукруглыми окнами.

Топкапы (тур. Topkap) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота» (тур. top — пушка, kap — ворота, дверь). В публикациях на русском встречается также написание Топкапи. Также известен как Сераль (фр. Serail от персидского Serai — «большой дом, дворец», перешедшего в тур. saray).
Дворец расположен на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море в историческом центре Стамбула. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.

Чираган-Палас (тур. Cragan Saray, англ. Cragan Palace) — пятизвёздочный отель сети Kempinski, который занимает воссозданное из руин здание дворца султана Абдул-Азиза на европейском берегу Босфора (между Бешикташем и Ортакёй в Стамбуле). Отель соединён мраморным мостом с дворцово-парковым комплексом Йылдыз.
Чираганский дворец, равно как мечеть Ортакёй и дворец Долмабахче, изначально представлял собой творение придворных зодчих Бальянов, стремившихся европеизировать османскую архитектуру в направлении стилизации монарших резиденций XVIII века. Строительство велось с 1863 по 1867 годы. В начале XX века во дворце под присмотром военных жил султан Абдул-Хамид II, а в 1909 году здесь проходили первые заседания турецкого парламента.
В январе 1910 года полудеревянный дворец сгорел. Он оставался в руинированном состоянии до 1989 года, когда его воссозданием в спешном порядке занялись японские предприниматели. Интерьеры были реконструированы таким образом, чтобы привлекать в отель туристов, а не отражать исторические реалии. В 2007 году была предпринята попытка приблизить интерьеры к их первоначальному облику.

Show More
Добавить комментарий