Двери и порталы: от готики до современных

По тому месту, какое в здании занимают двери, их можно разделить на внутренние и наружные. Нас преимущественно интересуют наружные двери, составляющие часть убранства фасада. Абсолютные размеры дверей, казалось бы, вполне определяются ростом человека, но классическая архитектура сообразовывалась не с ростом человека, а с общими массами здания: дверь – центральное место фасада и должна быть видна каждому приближающемуся к зданию. При больших размерах фасада дверь небольших размеров, согласованная только с ростом человека, будет иметь жалкий вид. Так как двери в верхних этажах часто располагаются в ряду окон, служа выходами на балкон, то их размеры и обработка в таких случаях ничем не отличаются от окон, из чего вытекает, что высота двери, при ширине, равной окну, увеличивается вниз на высоту подоконной части. Следовательно, если пропорции окон колеблются в пределах от 11/2 до 2 квадратов, то для дверей эти пределы повышаются до 2–21/2 квадратов. Однако мы уже знаем, какими средствами можно оказывать\\\’ влияние на пропорции, применяя различные способы обработки отверстия.

Двери и порталы: от готики до современных

Абсолютные размеры входных дверей зависят прежде всего от характера здания. В общественных зданиях, предназначенных для большого скопления людей, увеличивается не только количество дверей, но и ширина их, а потому часто увеличиваются и другие размеры. В жилых зданиях эпохи Возрождения, во многих римских дворцах, казалось бы, не было практической необходимости в больших размерах дверей, между тем, в действительности, им придавалась довольно значительная ширина. Это объясняется тем, что, в сущности, такие двери служили воротами, через них въезжали в каретах внутрь дворца.

Двери и порталы: от готики до современных

В греческих и римских храмах двери также делались больших, даже колоссальных размеров, что может показаться странным, так как храмы эти вовсе не предназначались для большого скопления молящихся. Но здесь может быть несколько объяснений, из которых главное следующее. Храм служил, так сказать, жилищем божества, представляемого статуей, которая часто была высоким произведением искусства. Молящимся, толпившимся перед храмом или проходившим в торжественном шествии мимо дверей, надо было открывать вид на статую, для чего дверям и придавались возможно большие размеры. Южный климат вполне допускал такое устройство дверей.

В греческой архитектуре как окна, так и двери делались слегка расширяющимися книзу и обрамлялись наличником; непосредственно над наличником, на двух прочно укрепленных кронштейнах, располагался сандрик

Show More
Добавить комментарий