Дом с химерами

построен в стиле модерн, он вырос на улице Банковой в период 1902-1903 гг. За год построили само здание, и еще два года было потрачено на внешнюю и внутреннюю отделку. Это был первый дом в Киеве, построенный с использованием нового материала – цемента. Осуществление такого проекта могло служить еще и рекламной акцией продукции промышленника Рихтера, занимавшегося производством цемента. Чтобы создать устойчивое основание для дома, в холм вбили около 50 бетонных свай на глубину 5 метров. Со стороны улицы Банковой здание имеет три, а со стороны театра им. Ивана Франко – шесть этажей.

И внешнее оформление дома, и внутренние интерьеры не повторяются больше нигде, в них отразились не только фантазия и мастерство архитектора, но и его страсть к охоте. Снаружи здание представляет собой незабываемое зрелище. Фасад богато украшен фигурами реальных существ гипертрофированных размеров. Здесь и девушки верхом на рыбах (их часто принимают за русалок), раскинувшие свои сети; и дельфины, и морские гады, крокодилы, огромные жабы, кувшинки небывалых размеров, головы носорогов, антилоп; стремительно бегущие по стройным колоннам ящерицы; орлы, хищно распростершие крылья; слоны, хоботы которых служат водостоками при дожде. Все эти элементы декора по своим рисункам выполнил известный в те годы скульптор Элио Саля.

Изначально дом строился, как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жилье такого уровня было не по карману. А один этаж – третий со стороны двора и первый со стороны центрального входа с улицы Банковой, занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат рассчитывалась таким образом, чтобы первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных. Это и логично, ведь обслуживающий персонал должен был просыпаться первым, чтобы ко времени пробуждения жильцов приготовить все необходимое. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно работал вэто время, а к вечеру заглядывало в гостиную.

С левой стороны от центрального фасада была устроена альпийская горка с фонтаном. Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Помимо того, что дом был оснащен всеми необходимыми удобствами, из комнат нижних этажей имелись выходы во внутренние дворики (обычно в доходных домах таких излишеств не предусматривалось). Рядом с домом располагался небольшой сад, а в саду стоял хлев. Здесь, в центре Киева, жила корова, и Городецкий очень гордился тем, что завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком.

Что касается внутреннего декора – он еще более прихотлив, чем украшения снаружи. По правилам, которые диктовал модерн, дом должен быть красивым не только снаружи, но и внутри, и Городецкий блестяще справился с этой задачей. Если входить с главного входа – именно отсюда попадают в дом нынешние высокопоставленные гости президента Украины, первое помещение вызывает неподдельное восхищение. Стены прихожей покрыты росписями, на которых изображен подводный мир с затонувшими кораблями. По центру потолок украшает лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога выполнены в виде сочетания морских раковин, ежей, растений, все они разукрашены в разные цвета и покрыты перламутром. Изготовлен этот огромный осьминог из гипса, его щупальца спускаются до самых стен. Если лепнина в первом зале оригинальная, то люстра была утрачена, а нынешняя – это копия, восстановленная по фотографиям. Она также выполнена из перламутра и гипсовых элементов.

Влево уходят комнаты, принадлежавшие семье Городецких. В этой части дома и на лестнице, ведущей вверх, в ходе реставрационных работ, которые проводились по старым фотографиям, сделанным самим Городецким, был восстановлен облик дома, а часть помещений утративших декор во второй половине 20 века, просто отремонтировали.
В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал. Самой яркой деталью этой комнаты тоже является лепнина, изображающая сплетения ирисов. Выполнена она в белом, розовом и светло-зеленом тонах. Кроме того эта комната, как и все остальные украшена охотничьей атрибутикой – на стенах здесь висят оленьи рога — совеобразный архитектурный авторгаф Городецкого. В бывшей гостиной, как и в остальных комнатах, есть печь, выложенная керамическими изразцами удивительной красоты. Все печи в доме исправны и их можно растопить в любой момент, но поскольку в здании давно функционирует централизованное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью.
Главным акцентом столовой можно назвать люстру – при ее изготовлении были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой тоже очень затейлива – она изображает различные овощи: здесь можно рассмотреть и чеснок, и артишоки, и свеклу, и многое другое. В хорошем состоянии до наших дней сохранилась и комната, в которой сейчас располагается гардеробная. Посуда и картины в этих комнатах и в остальных помещениях не являются оригинальными предметами обстановки — это экспонаты из коллекции музея.
Из зала-прихожей со спрутом, на верхние этажи ведет лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: здесь и подбитый олень, и заяц, и целые гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также из еловых ветвей и шишек. Между 4 и 5 этажами на лестнице еще при Городецком был установлен электрический светильник в виде гигантского сома – он работает и сейчас. Характерно, что если снаружи здание украшают живые животные, то внутри все они представлены уже в виде охотничьей добычи.
Известно, что Городецкий приобрел рядом еще один участок для постройки второго дома, но пристрастие к охоте забросило архитектора в Африку. Сафари в Кении стоило немало, поэтому в 1912 году Городецкий заложил особняк Киевскому обществу взаимных кредитов, и вернуть себе его уже не смог.
В 1913 году Дом с Химерами приобрел Данила Балаховский, служивший агентом французского консульства в Киеве. В период после Октябрьской революции и до Великой отечественной войны был коммуналкой, причем, в эти годы он наименее пострадал, т.к. проживали в нем преподаватели, работники искусства, которые уважительно относились к мастерству архитектора.
После ВОВ дом стал больницей ЦК КПУ. Это был самый несчастливый период для здания. Все стены выкрасили масляной краской. В некоторых комнатах количество слоев достигало 16 – все это реставраторам пришлось смывать, чтобы раскрыть уцелевшие росписи. Медицинская аппаратура, прикрепленная к стенам, создавала вибрацию, и в них появились глубокие трещины. Для стабилизации здания нижние этажи засыпали землей, но ситуацию это не спасло. Начали рушиться бетонные фигуры, украшающие фасад здания (внутри они были полыми). – одна из самых интересных достопримечательностей Киева, погибал.
В это время закрывалась на ремонт резиденция президента Украины – Мариинский дворец, и перенести ее было решено в старинное здание на Банковой. В 2003-2004 г.г. была проведена реконструкция здания, которая по оценкам специалистов обошлась в 30-40 миллионов гривен. Скульптуры с фасада сняли, заполнили изнутри специальным составом и покрыли краской, которая в течение 25 лет гарантированно будет предохранять их от воздействия атмосферных явлений. Стены здания также укрепили с применением современных технологий. Объем реставрационных работ включал в себя и возрождение внутренних интерьеров дома, росписей, паркета. По окончании реставрации дом приобрел статус Малой резиденции президента Украины, предназначенной для приема зарубежных делегаций.
На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр «Шедевры искусства Украины», который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея является «Острожская Библия» печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда, изготовление которой датируется 16 столетием до нашей эры, а также прочие раритеты. Музей работает только по субботам. Проводится четыре экскурсии в день по предварительной записи.

Легенды и мифы:

Жители Киева и гиды придумали романтичную и трагичную историю возникновения такого удивительного дома. Они говорили, что Городецкий построил этот дом в память о дочери, которая утопилась в Днепре (по другой версии — в Средиземном море) то ли от несчастной любви, то ли из-за неурядиц в семейной жизни. Вот, мол, обезумевший от горя отец, и воздвиг этот склеп. Хотя, на самом деле дочь Городецкого прожила долгую жизнь, дождавшись внуков.
Самый скандальный миф гласит о том, что автор проекта вовсе не Городецкий, а инженер Николай Добачевский. Но доказательств этому нет никаких. Все чертежи подписаны самим Городецким, который уже заявил о себе, как оригинальный и самобытный архитектор, в своих более ранних работах

Show More
Добавить комментарий