Центральный выставочный зал “Манеж”

Манеж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 1/9, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — .

Центральный выставочный зал “Манеж”

Центральный выставочный зал “Манеж”

Центральный выставочный зал “Манеж”

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.

Московский Манеж представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов более 166 м и общей площадью ок. 6500 м?. Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в более усиленном варианте.

Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне, (одному из 4-х входов в Кремль). Сторона, сегодня обращённая к Манежной площади, терялась среди городской застройки.

Монументальность зданию сообщает укрупнённость его пропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержанная колористическая гамма, присущая архитектуре того времени. Рисунок протяженных фасадов создаётся аркадой оконных проемов, разделённых ? тосканскими колоннами и тяжёлым антаблементом, включавшим рельефные вставки. Высокая 2-скатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими фронтонами.

К кровле был подвешен (пришит) потолок, который скрыл ажурную конструкцию кровли. Внутреннее пространство Манежа было целиком открытым и полностью просматриваемым — ведь его проектировали для конной выездки. Именно своей открытостью Манеж был ценен и уникален, смотрясь неким колонным портиком, продолжением городской площади.

Своим возникновением Московский Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошел Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.

В 1817 году работа над проектом Манежа была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены! Рядом располагается живописный парк с множеством фонтанов, деревьев и кустарников. Он выглядит очень ухоженным, так как ежегодно здесь проводится обрезка деревьев, которой занимаются настоящие мастера своего дела

На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.
Весной того же года известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, начал воплощать проект в жизнь. Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех краёв империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов.

Московский Манеж. Вид со стороны Моховой улицы (акварель архитектора А.Бетанкура. Ок. 1817 г). На углах здания изображены металлические трофеи, которые в действительности не были выполнены.

Через 8 месяцев после начала строительства, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года.

14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар, которому была присвоена пятая (высшая) категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки “Итоги сезона”.

В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. К уголовной ответственности за поджог Манежа либо за халатное обращение никто привлечён не был.

В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено; под ним была устроена подземная автостоянка, в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Также был “открыт” потолок здания и знаменитые “фермы Бетанкура”, воссозданные заново. Слуховые окна на кровле вышли более акцентированными и заметными. Всё это, по мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило первоначальный замысел А. А. Бетанкура и привело к возведению в центре столицы очередного “новодела”. Но сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал “Россия” за критику проекта реконструкции Манежа.

В то же время проведённая реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа и количество парковочных мест вблизи Кремля. План реконструкции Манежа был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн евро.

По легенде термин “слуховые окна” родился в 1817 году при строительстве московского Манежа: на лесах вокруг новеньких стен Манежа трудилась артель строителей крепостного мужика Слухова, который, как гласит предание, и дал имя техническому новшеству.

Для сохранения деревянных конструкций в начале XIX века весь чердак был засыпан махоркой на 0,5 м (против грызунов и насекомых). По легенде, всю махорку выкурили революционные солдаты после Октябрьской революции (по другой версии — в голодные годы Великой Отечественной войны), после чего чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости.

С работой Бове над внешним обликом Манежа связана история, которую любили вспоминать в советское время как пример успешного восстания художника против власти: считается, что московский генерал-губернатор настойчиво рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но Бове взбунтовался, и фронтоны остались гладкими и белыми.

http://www.lifeglobe.net/blogs/details?id=373

Show More
Добавить комментарий