Аскольдова могила в Киеве

Аскольдова могила находится на правом берегу Днепра в Киеве. Здесь, согласно легенде, похоронен князь Аскольд. Сейчас это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте старинного Угорского урочища.

Аскольдова могила в Киеве

Аскольдова могила в Киеве

Со времён княгини Ольги и до начала XIX века над могилой князя Аскольда располагалась постоянно реставрирующаяся деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. В 1809—1810 годах здесь построили каменную церковь-ротонду.

Аскольдова могила в Киеве

В 1936 году церковь была в павильон парка, над которым в 1938 году была надстроена колоннада. С 1990-х годов это действующий храм (УГКЦ), в 1998 году восстановленный в исконном виде.

С 1786 года вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где хоронили многих именитых киевлян. На этом кладбище были похоронены лётчики П. Н. Нестеров и Е. Н. Крутень — первые российские асы (их могилы были перенесены). Официальное решение о переносе кладбища, мешавшего строительству парка, было принято в 1935 году.

Во время оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, ликвидированное после освобождения Киева в 1944 году. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах был перенесён в Парк Вечной Славы.

В парке установлен деревянный крест, напоминающий о том, что в 1918 г. на кладбище были похоронены украинские юноши-патриоты, павшие в бою с большевиками возле станции Круты.

Неподалеку поставлен памятный знак, посвященный отражённому в летописи пребыванию здесь в конце IX в. угров на пути с Поволжья к территории нынешней Венгрии.

Словарь Брокгауза и Эфрона:

Аскольдова могила — место убиения храбрых витязей Аскольда и Дира, на уступе Печерской возвышенности г. Киева, обращённом к В. Дир был погребён за Ирининским монастырем, а Аскольд — на месте его кончины.
Местность эта с древних времён ограждена стеной, и здесь с издавна существует кладбище. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николая, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая.
Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.

Эти живописные места всегда были окутаны загадочными легендами и историями. Они привлекали внимание как жителей Киева и гостей города, так и писателей и поэтов. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко, писатель Загорский посвятил этому месту свой роман.

Неподалеку от Аскольдовой могилы находится памятник апостолу Андрею Первозванному, святому, который в истории Киева сыграл важную роль. Согласно летописанию Нестора, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей, после попыток насадить христианство в скифских землях, благословил берег Днепра и предрёк ему славу Иерусалима русских земель. Скульптура памятника была создана Швецовым из огромного куска гранита. Монумент восхваляет славные деяния святого Андрея Первозванного

В урочище Аскольдова могила находится также Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая — храм работы Андрея Меленского в Киеве. Современный храм возвели в 1809 году, но культовые строения существовали на этом месте начиная с XI века и с самого начала всегда носили имя Святого Николая

Древняя церковь святого Николая была построена около X века неким Ольмой рядом со своим двором, над могилой князя Аскольда в урочище Венгерском, которое с XVIII века зовется Аскольдовой могилой. Название церковь получила за имя, которое принял Аскольд при крещении в 867 году — Николай. Определенное время распространённой была мысль о том, что к построению церкви причастна княгиня Ольга, а, следовательно, церковь является самой древней на Руси. Возникла эта теория, скорее всего, из-за ошибки переписчика, который, в свое время, вместо «Олма» написал «Олга». Тем не менее, некоторые исследователи и авторы придерживаются другой версии. Самые смелые отстаивают фантастическое утверждение, что основатель православного храма Ольма — это язычник Олмош (Альмош), предводитель венгров, которые проходили мимо Киева в конце ІX века.

В 971 году церковь Святого Николая была разрушена сыном Ольги — Святославом, правление какого повязане с жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением церквей. Лишь в 990 году князь Владимир опять построил здесь деревянный храм. В 1036 году при церкви был основан женский монастырь, в котором доживал свои годы один из основателей Киево-Печерской обители преподобный Феодосий. Он содержался то ли на самой Аскольдовой могиле, то ли на возвышении над ней. Существует перевод, связанный с событием, которое произошло в 1113 года в жизни великого князя Киевского Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Возвращаясь поздней порой с охоты, он забрел в дремучем лесу, который покрывал собой местность современного Печерска. Ища дорогу из него, князь неожиданно увидел яркий свет, что его излучал образ Святого Николая, который содержался на высоком пеньке, как раз возле той же дороги. В память о таком чудесном представлении он в 1115 году учредил при Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (превратил ли из отмеченного выше женского) мужской монастырь (возобновил ли после разрушения его в 1096 году половцами). Через какое-то время на месте приключения, которое произошло с Мстиславом, зявилася стовпоподибна каплица (слуп) с образом Святого Миколая, которая указывала направление движения к обители на Аскольдовой могиле.

К самому Микильского монастыря, окруженного густым пустынным лесом, добавились названия Пустынный, Слупский или Столбовый. в 1147 году князь Андрей Боголюбский приписал его к Киево-печерской обители. Возобновленный после разрушения, причиненного в 1240 году татаро-монголами хана Батыя, монастырь в XV веке опять грабился татарами.

Самое давнее изображение церкви Святого Миколая — деревянной, с тремя банями — было найдено на плане Кальнофойского. В конце XVI века обитель была определённое время униатской. При митрополите Киевском Петре Могили она получила от украинских гетманов целый ряд универсалов и грамот на владение мастностями. Один из них, а именно Иван Мазепа на протяжении 1690—1696 годов собственным средством построил на горе над Николаевской церковью по проекту архитектора Иосифа Старцева большой каменный 5-банный Вийсково-микильский собор, который стал соборным храмом Микильского монастыря. В келье вокруг него переселилась большая часть братии из территории на Аскольдовой могиле, а под горой осталось монастырское кладбище из деревянной Николаевской церковью, которая из главной превратилась в приписную кладбищенскую.
Церковь Святого Миколая на Аскольдовой могиле прославилась, став первым храмом, который посетил Папа Римский Иван Павел ІІ во время своего апостольского визита на Украину летом в 2001 году. На фото памятная доска Иоану Павлу ІІ на стене церкви

Под памятной доской, установленной на стене церкви в честь визита Папы, написано:

«В цеми храме Св. Миколая Чудотворца на Аскольдовой могиле 23 июня в 2001 г. Божьего Святейший Отец Иван Павел ІІ в молитве перед Чудотворной иконой Зарваницкой Богородицы отдал под Ее покровительство свое Апостольское путешествие Украиной»
http://lifeglobe.net/

Show More
Добавить комментарий