Творчество Дирка Боутса. Картина «Таинство Святого Причастия»

Дирк Боутс был талантливым художником, оставившим после себя множество прекрасных картин. Несмотря на богатое наследие, которое обогатило всемирную коллекцию живописи, о самом живописце сведений осталось очень мало. Специалисты предполагают, что его родиной был Харлем и что обучение он проходил в Голландии. Первыми письменными свидетельствами, были документы города Левена. Согласно им, в 1448 году Боутс женился на Катерине Ван дер Брюгген. Катерина была состоятельной женщиной и, связав себя с ней узами брака, художник получил большое приданое. Судя по всему, в Левене Боутс жил до конца своих дней.

Творчество Дирка Боутса. Картина «Таинство Святого Причастия»

Творчество Дирка Боутса. Картина «Таинство Святого Причастия»

Известно, что живописцем, который оказал на Боутса серьезное влияние, был Рогир Ван дер Вейден – значимая фигура в ранней нидерландской живописи и один из ее основоположников. Как и Вейден, Боутс уделял большое значение деталям и прорабатывал их очень тщательно. Ему была свойственна тонкая и искусная светотеневая моделировка формы. Его искусство элегично, в нем много потаенного, скрытого драматизма. Среди многообразия его сюжетов, практически все они внешне бесстрастны, даже самые трагичные из них.

Творчество Дирка Боутса. Картина «Таинство Святого Причастия»

Одной из самых значимых картин художника является «Таинство Святого причастия», которую у него заказало Братство святых таинств. Данная работа должна была украсить церковь Святого Петра, что в городе Лувене. Братство получило эту церковь в 1432 году, и полотно предназначалось алтарю в одной часовне. В 1450 году напротив алтаря установили раку с гостией. На том месте она находится по сей день. Создателю картины вменялось написать произведение, которое должным образом дополнит алтарь, точно передав сюжет священных таинств. В качестве центральной темы была выбрана Тайная вечеря, а не створках члены Братства решили изобразить «фигуры из Старого завета» в четырех сценах. К сожалению, изображения на закрытых частях створок не сохранились. В работе над картиной Боутсу помогали два теолога – Жиль Байлювель и Ян Варенакер, профессора университета. Их советы и рекомендации помогли выбрать способ, посредством которого Боутс изобразил Тайную вечерю. На картине видно, что ужин проходит в помещении просторном, больше напоминающем трапезную в монастыре. В левой части картины расположены высокие готические окна, которые смотрят на рыночную площадь. В то время там начиналось строительство городской ратуши, для которой Боутс позднее напишет «Сцены правосудия». На той арке, которая ведет в коридор, изображен Моисей – предшественник Христа. Из окон падает заполняющий комнату свет. Он отражается от ослепительно-белой скатерти, делая комнату еще светлее. В Евангелие данная сцена проходила в темноте, на картине же Боутса царит день. Пол выложен плиткой коричневых, голубых и бежевых цветов, чем-то напоминая чистую и холодную монашескую келью.

Христос расположен в центре композиции Боутса. Он поднял руки в благословлении, спокойно глядя на зрителя, а его губы произносят фразу: «Вот плоть моя». Лик Христа в исполнении Боутса является каноническим для XV века. Этот портрет полностью соответствует представлением о внешности Спасителя, которые были в ходу во времена средневековья. Характерные черты: разделенная надвое борода, вьющиеся пряди, пробор.

Многие апостолы, окружающие Христа, хорошо узнаваемы. Так, рядом с ним Иаков, по правую руку Петр, по левую Иоанн. Являясь родственником Иисуса, в чертах Иакова можно проследить некоторое сходство. Выражение лица и позы апостолов, в большинстве своем, олицетворяют удивление и восхищение. Иаков смотри на Иуду с жалостью. Его легко узнать благодаря характерному семитскому профилю, часто утрированному средневековыми мастерами. Апостол выглядит отчужденным и смотрит на тарелку, где можно заметить остатки крови агнца и несколько кусков хлеба. Это аллегория скорой гибели Христа. Таким образом, художник напоминает о словах Иисуса о предателе среди апостолов. Стол является олицетворением алтаря, именно поэтому, несмотря на прошедшую трапезу, салфетки и скатерть девственно чисты. Работам Боутса свойственен сакральный символизм, выглядывающий из-за завесы повседневной реальности. Слева на картине нарисован очаг, рядом с которым находятся две фигуры, наблюдающие за священнодействием. Предположительно, это портреты. Первое, что приходит на ум, это двое сыновей мастера – Альберт и Дирк. Как и отец, они были художниками. Перед ними стоят две тарелки, с остатками пищи. На картине изображены еще две фигуры, представляющие особый интерес. Это человек, стоящий за Христом и тот, кто стоит за сервантом справа. Считается, что это представители Братства святых таинств.

Show More
Добавить комментарий