работы Эварда Мунка

Мадонна — Эдвард Мунк. 1894. Холст, масло. 90х68,5

Крик — Эдвард Мунк. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5

Расставание — Эдвард Мунк. 1896. Холст, масло. 96,5х127

Пепел — Эдвард Мунк. 1894. Холст, масло. 120,5х141

Поцелуй — Эдвард Мунк. 1897. Холст, масло. 99х81

Мадонна
Некогда скандальная картина изображает Мадонну в необычном ракурсе. Из канонических деталей здесь лишь нимб непривычно красного цвета. Неприкрытая нагота, экстаз на лице и распущенные волосы — произвели некогда на публику весьма неоднозначное впечатление.
Максимальное очеловечивание образа Девы Марии, попытка показать ее земное, человеческое величие — вот главная задача, которая стояла перед автором. Известно, что мастер несколько раз менял название этой работы. Среди версий были — «Зачатие», «Любящая женщина». Автор остановился на «Мадонне», чтобы подчеркнуть свое отношение к изображаемой женщине.
Фигура героини пластична и округла, живот подчеркнут особенно, руки схематичны, они словно исчезают за полупрозрачным фоном. Всякий может заметить неоспоримое сходство «мадонны» с античными скульптурными образцами, послужившими источниками для работы.
Вся фигура героини окружена неким сиянием. Создается ощущение некоего внутреннего сияния, магического, загадочного. В цветовом смысле автор очень скромен: оттенки желтого, фиолетового, вкрапления белого и небольшие пятна красного. Колорит отвечает интимной атмосфере сюжета. В поздних версиях мастер добавляет в сюжет некоторые детали в виде человеческого зародыша и т. д. Критика убеждена, что настоящей глубиной и мастерством отличается именно ранняя версия картины, в которой нет ничего лишнего.
Крик
Образец экспрессионизма, картина «Крик», как и многочисленные ее варианты, до сих пор является одним из самых загадочных шедевров мировой живописи. Многие критики полагают, что сюжет картины — плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу. За всеми мудрствованиями пропадает главное — эмоции, которые вызывает эта картина, атмосфера, которую она передает и идея, которую каждый зритель может сформулировать для себя самостоятельно.
Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру? Ответы на эти вопросы могут быть разными, но все сойдутся в одном общем мнении — «крик» заставляет зрителя погрузиться в непростые размышления о себе самом и современной жизни.
Расставание
Расставанье — маленькая смерть. Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Скорее всего, автор предлагает публике ситуацию, пережитую им самим.
Страдание мужчины физические. Лихорадочно вцепившись в ту область груди, где находится сердце, он смертельно бледен. Напротив, кроваво-красное пятно у ног мужчины, как и проступающее вокруг руки, иллюстрирует боль и переживания. Черные пятна вокруг безжизненного дерева — символ эмоциональной смерти.
Женщина в светлом, напротив, излучает уверенность и целеустремленность. Платье ее продолжает песчаный берег, а волосы, подхваченные ветром, готовы рассеять черные облака.
Интересно, что женская фигура абсолютно лишена индивидуальных черт. Это обобщенный образ, напротив, мужчина — индивидуален. Разница в восприятии разрыва автором трактуется как несчастье для мужчины и новая возможность для женщины.
Тенденциозность мастера очевидна и обусловлена личным жизненным опытом.
Цветовая гамма картины скупа, но органична и передает атмосферу напряжения и депрессивную составляющую сюжета работы.
Пепел
Сюжет картины можно пересказать одной пушкинской строкой: «Все кончено: меж нами связи нет.» Художник привлекает внимание зрителя к эмоциональному состоянию героев.
Мужчина закрылся от мира, его переживания глубоко внутри, он замкнут и физически, и эмоционально, его самого не сразу замечает зритель. Женщина — напротив, в центре композиции. Ее лицо полно равнодушия. Лишь небольшая растерянность выдает эмоциональную активность.
Интересно место действия. У зрителей возникают ассоциации с театральной сценой, экраном кинотеатра. Если внимательно изучить детали картины, то можно заметить символическую деталь: небольшой зеленоватый камень, треугольной формы. Камень напоминает театральную маску с черным париком. Случайность или намеренность? Если и случайность, то весьма уместная. Сброшенная маска, разрыв, пепел, после любовного костра.
Рыжие волосы и зеленоватое лицо — признаки ведьмы в фольклоре многих народов. Расстегнутое платье, под которым красное белье, придает сюжету остроту и темперамент. Оранжевые тона фона напоминают о недавней страсти, а темное небо добавляет мрачности.
Поцелуй
Сюжет картины скорее подошел бы мастерам эпохи рококо. Впрочем, он столь же прост, как и привлекателен для художников любой эпохи. Пара, застывшая в страстном поцелуе за занавеской у открытого окна, забывшая обо всем на свете. Два человека, сливаясь в сумерках, наслаждаются друг другом.
При всей пикантности ситуации, автор весьма деликатен. Характерное для мастера искажение пространства в этом случае иллюстрирует эмоциональный накал, страсть.
Скупость в цветовом решении компенсируется пластичностью и необыкновенной выразительностью линий. Складки занавески, как энергетические волны, исходящие от влюбленных.
Оранжевые детали женского наряда многократно усиливают темперамент работы, создают несколько фантастическую атмосферу.
Лица и части тела подчинены общему ритму линий работы. Они не прорисованы, загадочны и пластичны.
Автор не дает никакой информации о своих героях, важен момент, эмоциональное напряжение, страсть. Все остальное вторично. Словно насмехаясь над миром, оставшимся за занавеской, художник, в крохотном кусочке открытого окна, схематично, но точно изображает гордо вышагивающего человечка. Довольного собой и безликого, пустого. Позиция автора ясна: жизнь — это эмоции и переживания. Все остальное — никчемно и глупо.

Взято http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1491-hudozhnik-edvard-munk.html

Show More
Добавить комментарий