Пуантилизм в живописи

Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая: пуантилизм в живописи как искусство создания образа из разноцветных точек

Пуантилизм (в переводе с фр. письмо точками), он же дивизионизм (в переводе с фр. — разделение) — техника в живописи, в которой образ формируется из отдельно взятых разноцветных точек, в стилевом отношении — это название живописной системы, характерной для неоимпрессионизма как завершающей ветви импрессионизма, основанной на методическом разложении (разделении) сложных цветовых тонов на чистые цвета палитры, которые наносятся на полотно небольшими раздельными мазками в расчете на их оптическую смесь при восприятии картины зрителем.

Отцами точечной живописи считаются французские художники Жорж Сера и Поль Синьяк, поскольку именно относительно их работ термин пуантилизм был введен в оборот критиками. На выставке 1886 года впервые были представлены картины, написанные с использованием исключительно чистых цветов, разделенных, но сливающихся оптически в соответствии с научным методом. Первая работа, написанная техникой разделения, «Воскресенье в Гранд-Жатт» принадлежит кисти Жоржа Сера, примыкающие к его кругу Поль Синьяк, отец и сын Писарро также выставили свои работы, написанные в очень приближенной технике.
Эти художники изучали и совершенствовали научную теорию цвета, старались применить к искусству научные открытия из сферы оптики, создавали диаграммы, пользуясь упорядоченными мелкими мозаичными раздельными мазками правильной, часто точечной формы, ярких и чистых по цвету, никогда не смешивая их на палитре, для передачи сложного светопространства.

Поль Синьяк в своей теоретической работе «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма» отмечал, что раздельный мазок неоимпрессионистов — это прием, уходящий своими корнями к Делакруа и импрессионизму: «запятая импрессионистов — это переход от штриха Делакруа к раздельному мазку неоимпрессионистов». По его мнению, суть метода неоимпрессионистов заключается не в пуантилировании как таковом, то есть покрытии поверхности холста множеством сближенных мелких точек чистых цветов для подражания оттенкам, существующим в природе, путем оптического смешивания, а именно в разделении, а работа точками — всего лишь средство, прием, удар кистью.

Желаемый эффект оптической смеси на полотнах пуантилистов возникает лишь тогда, когда нанесенные очень близко штрихами или точками различные чистые краски рассматривают с определенного расстояния, вполне достаточного для того, чтобы слияние цветов произошло в сетчатке глаз зрителя и дало совсем новые оттенки. Сливаясь на таком расстоянии, смежные краски чистых цветов из кажущейся вблизи мазни превращаются в обычную для восприятия картину, поэтому работы пуантилистов следует рассматривать с относительно далекого расстояния, на которое требуется отойти, чтобы фактура и раздельные мазки-точки стали мало заметными или совсем незаметными для невооруженного глаза, а отдельные элементы слились в единое и гармоничное целое. Получив вначале общие впечатления от картины, написанной в технике разделения, на расстоянии, потом можно и приблизиться к ней для рассмотрения технических деталей.

Известные пуантилистские работы Сера — «Воскресная прогулка на острове Гранд-
Жатт», «Натурщицы», «Цирк»; Синьяка — «Дамба в Портрийо», «Портрет Феликса Фенеона», «Песчаный берег моря», «Гавань в Марчеле».

Show More
Добавить комментарий