Портреты Ивана Аргунова

Известный, как мастер-портретист, Иван Петрович Аргунов рос в семье творцов. Аргуновы не принадлежали себе. Будучи крепостными, они подарили миру немало талантливых художников и архитекторов. Аргунов воспитывался в семье Семена Михайловича Аргунова – своего дяди, который служил дворецким князьям Черкасским, а позже перешел к графу Шереметеву. Он служил управляющим в «Миллионном доме», названном так из-за Миллионной улицы Невского проспекта в Петербурге, расположенной неподалеку. Здесь прошли юные годы Ивана Петровича. Его очень повезло с семьей. В их тесном кругу было принято заботиться друг о друге и большое внимание уделялось воспитанию детей. Члены семьи Аргуновых стремились развивать их таланты. Всем великолепным портретам, которые были написаны Аргуновым за годы своей жизни, русское искусство во многом обязано подобному отношению семьи к воспитанию детей. Впоследствии, Аргунов поддерживал семейные традиции. Его сын Федор стал известным скульптором, а племянник выдающимся художником.

Портреты Ивана Аргунова

Когда бразды правления перешли к Елизавете, дочери Петра I, русское искусство стало стремительно развиваться. По ее инициативе возводились великолепные дворцы, расцветала архитектура, живопись, скульптура. Это не могло повлиять на творчество Аргунова. Именно тогда, в 1740-е годы он наконец нашел себе учителя, который смог направить его и помочь разобраться в тонкостях живописного искусства. Этим учителем был Георг-Христофор Гроот – приглашенный в Россию первоклассный художник.

Это была удача и Аргунов начинает обучение. В его ранних работах отчетливо ощущается влияние Гроота. Тем не менее уже тогда, талантливый живописец проявляет свою, индивидуальную манеру изобразительного искусства. Он очень серьезно относился к моделям и стремился запечатлеть их как можно более правдиво.

В начале 1750-х Аргунов был поглощен творческой деятельностью. Она была довольно разнообразна, так как художник пробует себя одновременно в церковной, декоративной и портретной живописи. Вместе со своим учителем в 1747 году Аргунов берется за работу над иконой, которая будет украшать церковь Большого Царскосельского дворца. Он делает свои первые шаги в портретной живописи, но проявляет себя в нем очень смело. Пройдет время и Аргунов полностью и целиком посвятит себя этому жанру.

Первые свои работы Аргунов выполнил в стиле «парадного портрета». В XVIII этот стиль был очень распространен. Что неудивительно, так как парадный портрет изображает человека величественного. Любой, кто посмотрит на картину, не только увидит, но и прочувствует, насколько изображаемый уважаем и блистателен. На таких картина изображается не только человек, облаченный в пышные, богатые одежды, но и его окружение.

Первым портретом Аргунова, дошедшим до наших дней, было изображение князя Лобанова-Ростовского, родственника Шереметева. Позже Аргунов напишет портрет его жены Екатерины. К 1753 году творчество художника пришло к своей зрелости. Самым ярким доказательством этого является портрет Петра Шереметева с собакой – великолепное полотно и одна из лучших ранних работ Аргунова.
Стоит отметить, что Аргунов занимался не только творчеством. Он был известен как прекрасный педагог. Его работа учителем началась по инициативе все той же Елизаветы, которая поручила ему трех учеников. До учебы в мастерской Аргунова, они были певчими в придворной капелле. После обучения они попали в художественную академию и обучались там в качестве «подмастерьев», а после стали ассистентами профессоров, или «адъюнктами».
Но больше всего сил отдал Аргунов обучению своих сыновей. Это принесло свои плоды, когда его старший сын Павел был назначен главным строителем в Останкинский дворец-театр. Николая и Яков пошли по стопам своего отца, став выдающимися портретистами. Яков был, преимущественно, графиком.
1750 год был отмечен появлением в творчестве Аргунова интимных портретов. В данном направлении живописи он добился значительных успехов. Позже, именно картины этой области станут самыми значительными его произведениями. Лучше всего получались у Аргунова портреты людей, к которым он относился с любовью и теплом – портреты, написанные по велению души, а не по заказу. В первую очередь, это изображения Козьмы Хрипунова и его жены. В руках у Козьмы газета, а у его жены книга. Вместе они представляют собой интеллигентную и образованную семью. В середине XVIII века в России читающая женщина была редкостью.
В 1750-1760 коллекция Аргунова пополнилась еще двумя портретами. На этот раз он изображает на них себя и свою жену. Он не старается приукрасить действительность, рисуя их в точности такими, какими они были в жизни. Благодаря этим работам мы достоверно знаем, как выглядел талантливый портретист, который сделал такой большой вклад в развитие искусства живописи в России.

Show More
Добавить комментарий