«Портрет мужчины». Франчабиджо. Лувр

Его глаза — подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста — пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки — бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий —
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он — на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.
Н.Гумилёв
Франчабиджо (настоящее имя Франческо ди Кристофано Биджи) родился во Флоренции. Он был учеником Мариотто Альбертинелли, который оказал значительное влияние на формирование его художественного стиля. В течение жизни Франчабиджо дважды посещал Рим, где тщательно изучал фрески и картины Рафаэля, что не могло не отразиться на его работах.
Однако решающее влияние на стиль художника оказало творчество Андреа дель Сарто, совместно с которым в 1506 году Франчабиджо открыл во Флоренции мастерскую. Какое-то время художники работали без особых разногласий, однако вскоре, как свидетельствует Вазари, из партнёров превратились в непримиримых соперников.
Лучшими произведениями Франчабиджо по праву считаются портреты, отличающиеся высоким исполнительским мастерством и глубиной психологических характеристик. Особый интерес представляет «Портрет молодого человека», в котором особенно поражает взгляд. Известно, что Этель Лилиан Войнич, автор «Овода», увидив этот портрет в Лувре, без памяти влюбилась в изображённого и до конца своих дней не раставалась с копией картины.

Show More
Добавить комментарий