Леонардо да Винчи. «Джоконда»

Леонардо да Винчи является не только величайшим художником эпохи Высокого Возрождения, но также и скульптором, архитектором, инженером и ученым. Наука и искусство тесно переплелись в его творчестве. Леонардо родился в 1452 г. близ маленького итальянского городка Винчи, которому художник и обязан свом именем. Четырнадцатилетним юношей он переехал во Флоренцию и стал учеником Андреа Верроккьо – выдающегося живописца, скульптора и архитектора. Юноша многому научился в мастерской Верроккьо, но очень скоро превзошел в мастерстве и учителя, и художников-современников.

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

Одним из самых знаменитых произведений живописи в истории мирового искусства является картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Нет на земле человека, который не слышал об этом портрете, не видел его репродукций. Настоящая картина, хранящаяся в Лувре, считается главным сокровищем этого крупнейшего в мире музея. Это портрет молодой женщины, Моны Лизы. Он поражает зрителя удивительным сочетанием кажущейся простоты, естественности и внутренней сложности замысла. С портрета смотрит молодая красивая женщина. Она сидит в свободной, непринужденной позе, ее сложенные руки находятся на подлокотнике кресла. Внимательный взгляд и слегка улыбающийся рот Моны Лизы выражают целую гамму переживаемых ею оттенков чувств и настроений – легкую печаль, задумчивость, мечтательность, затаенную усмешку. Задумчивость сменяется легкой улыбкой, взгляд кажется то внимательным и сосредоточенным, то рассеянным и обращенным в себя, то ироничным, то доброжелательным. Словно живой собеседник, она чутко откликается на настроение и мысли зрителя. Воздушная игра светотени, знаменитого леонардовс-кого «сфумато», создает мягкую рельефность форм фигуры, помогает точно передать мимику Моны Лизы и способствует созданию впечатления изысканности, сложности и тонкости ее духовной жизни.

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

В одухотворенном облике женщины да Винчи передает нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения, идеал гармоничной и разносторонней личности, имеющей чувство собственного достоинства. Фантастический пейзаж за спиной Моны Лизы безлюден и пустынен, в нем лишь обозначены общие стихии: бездонность неба, зеркальность вод, силуэты гор, вибрирующие потоки воздуха – приметы первозданносте и вечности земли. На таком фоне образ человека, освобождаясь от повседневного, приобретает черты философской возвышенности. Силуэт женщины занимает все полотно, она словно заслоняет от зрителя отдаленный пейзаж. Этот контраст символизирует идею господства человека над природой и придает образу Джоконды особую торжественность и величественность. Портрет Моны Лизы считается вершиной творчества Леонардо да Винчи, итогом размышлений о месте человека в мире и смысле его жизни.

Show More
Добавить комментарий