КУСТОДИЕВ Борис — Купчиха за чаем

В своих работах Б.М.Кустодиев (1878-1927) часто опирается на русское искусство первой половины XIX века, в особенности на «русский бидермейер» в его провинциальном варианте. Красочные народные гулянья, ярмарки — любимые сюжеты Кустодиева. В картине «Масленица» (1916) перед зрителем предстает широкая панорама зимнего города, бело-розового, с многочисленными колокольнями, тройками, балаганами. Образ идеализированный, лубочный, скорее воплощение мечты, чем реальность. В картине «Красавица» (1915) центром этого мира является купчиха, воплотившая и народные представления о прекрасном, как о щедром, ярком, изобильном, и незлобивую авторскую усмешку над ним.

КУСТОДИЕВ Борис — Купчиха за чаем

«Третьяковская галерея. Путеводитель». Авангард, 2000 г.

Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой. Ирония, гротеск, декоративная стилизация, сочетание натурной наблюдательности с выдумкой сближают Кустодиева с другими мирискусниками. Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально, что роднит его с искусством таких московских мастеров, как К. Ф. Юои и И. Э. Грабарь.

Помимо станковых произведений Кустодиев, работавший также и в советскую эпоху, выполнил ряд книжных иллюстраций и театрально-декорационных оформлений.

Show More
Добавить комментарий