Коллекция русского авангарда семьи Закс

— одна из старейших коллекций русского авангарда (преимущественно живописи), основанная в начале 1920-х годов и существующая по сей день. Начало коллекции было положено в СССР екатеринославским кожевенником Залманом Заксом в период НЭПа и продолжено его детьми Анной и Моисеем Заксами после Второй мировой войны. В 1956 году вся коллекция была легально вывезена из СССР в Европу Моисеем Заксом, к тому времени гражданином США. В 1990 году Моисей Закс, не имевший детей, передал право на владение коллекцией своему племяннику Леониду Заксу.

Коллекция русского авангарда семьи Закс

Коллекция включает работы авторов первого ряда — Эль Лисицкого, Ильи Чашника, Ольги Розановой, Александры Экстер, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Владимира Татлина, Ивана Клюна, Ивана Пуни, Александра Архипенко, Натальи Гончаровой, Густава Клуциса, Александра Родченко и др.

Коллекция русского авангарда семьи Закс

Бо?льшая часть коллекции в настоящее время находится в Швейцарии, меньшая — в Германии, США и Израиле. Количество артефактов в коллекции на протяжении её почти столетней истории постоянно менялось; сейчас в ней, по оценке владельца, больше двухсот картин. была основана екатеринославским (затем днепропетровским) кожевенником Залманом Заксом, державшим свой обувной магазин на Центральном рынке. Начало коллекции было положено в период НЭПа. Часть прибыли Закс, ориентируясь на состоятельных предпринимателей с дореволюционным опытом, стал вкладывать в произведения искусства. Главным местным авторитетом для Закса был грек Лабракис, по европейской моде вывешивавший в своих кафе-кондитерских картины авангардистов. Но наибольшее впечатление на коллекционера-неофита произвела выставка произведений авангарда в фойе Южного русско-бельгийского банка. Успешному коллекционированию сопутствовали низкие цены на русский авангард[1].

Современный исследователь, не приводя никаких источников, считает очевидным, что Залман Закс «пользовался консультациями признанных специалистов России и Украины»[1]. Между тем, у обувщика Закса мог быть просто врождённый вкус. Всего коллекционер собрал до начала Второй мировой войны на территории СССР около 100 картин русских авангардистов[1].

Во время войны вся коллекция была брошена в пригородном доме знакомого семьи[2] в Днепропетровске, но счастливым образом избежала уничтожения и разграбления во время и после немецкой оккупации города[1]. Еврейская семья Заксов, видимо, бежала из Днепропетровска под угрозой физического истребления.з троих детей Залмана Закса двое, Анна (Нехама) и Моисей, продолжили дело отца; самый младший, Исаак, коллекционированием русского авангарда пренебрёг. Анна Закс начала пополнять коллекцию в конце Второй мировой войны, работая врачом в освобождённой от немцев Белоруссии. Крестьяне приносили ей картины и рисунки (иконы и статуи она не брала)[3], по позднейшему предположению её племянника Леонида Закса, «в качестве благодарности за лечение»[2]. Таким образом коллекция пополнилась работами Эль Лисицкого, Ивана Клюна, Ильи Чашника, Владимира Татлина, Александры Экстер[2].В 1941 году в связи с началом Второй мировой войны на территории СССР комсомолец Моисей Закс был мобилизован в Красную Армию. В том же году он пропал без вести и неожиданно для родственников появился в СССР спустя пятнадцать лет во время хрущёвской оттепели как гражданин США и бизнесмен. История исчезновения Моисея Закса с фронта до сих пор не прояснена. При этом маловероятно, что он бежал из СССР через немецкий плен, поскольку все пленные евреи подлежали физическому уничтожению[2].

Появившийся в 1956 году в СССР Моисей Закс занимался поставками сырья по линии Минвнешторга СССР. Около 200 авангардных работ он купил после того, как они были продемонстрированы в качестве карикатуры на реалистическое искусство на семинаре в Центральном доме культуры МВД Москвы. Все работы были куплены по официальным (очевидно, низким) ценам через специализированные антикварно-комиссионные магазины[4][K 1].

В том же 1956 году Моисей Закс легально вывез всю семейную коллекцию русского авангарда из СССР через брестскую таможню[K 2]. По современному свидетельству Музея истории и культуры Беларуси, в результате проведённой по его просьбе проверке Таможенного комитета Республики Беларусь, история коллекции «прослеживается на всех этапах формирования в Белоруссии, Украине и России до её продаж и вывоза в 1956 г. в Европу»[4].

Вывезенная коллекция состояла, таким образом, из трёх основных частей: собранной Залманом Заксом в Екатеринославе (Днепропетровске) до Второй мировой войны, собранной Анной Закс в Белоруссии в конце войны и купленной в Москве в 1956 году Моисеем Заксом[4][2].

Моисей Закс, по позднейшему свидетельству его племянника, не увозил коллекцию в США, а оставил её в Европе. После того, как коллекция «покружила» по Европе, она осела в Швейцарии и Германии. Часть коллекции при этом пропала. В частности, были утеряны технические макеты Александры Экстер[2].

Show More
Добавить комментарий