Картины Ильи Репина

Илья? Ефи?мович Ре?пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен,[1]. Академик Императорской Академии Художеств.

Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое»[2]. Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

Родословная[править | править исходный текст]

Картины Ильи Репина

Портрет 1867 года Татьяны Степановны, матери И. Е. Репина (умерла 6 мая 1880 года). Холст, масло. 64 ? 50 см. Национальная галерея, Прага.

Портрет 1879 года Ефима Васильевича Репина, отца художника. (умер в 1894 году).

«Мужик с дурным глазом.» Портрет дяди Ивана Фёдоровича Радова. 1877. Холст, масло. 60 ? 49 см. ГТГ.

«Воскрешение дочери Иаира». 1871. Холст, масло. 229 ? 382 см. ГРМ.
По мнению Ильи Ефимовича, их род происходит от московских стрельцов.
Два деда — Репин Василий Ефимович и Бочаров Степан Васильевич. Бабушка — Анастасия Титовна Репина (в девичестве Костромытина). В семье деда — Репина было 5 дочерей (Марфа, Татьяна, Прасковья,…) и 3 сына, старший Ефим стал отцом художника, дядя — Репин Иван Васильевич. Тётя Марфа Васильевна, по мужу Радова, была крёстной матерью И. Е. Репина. Её муж мастер серебряных дел Радов Иван Федорович был написан Репиным под названием «Мужик с дурным глазом». Крестным отцом И. Е. Репина был чугуевский портной Касьянов. Двоюродная сестра Олимпиада Васильевна Борисова, монахиня Николаевского женского монастыря изображена на портрете 1887 года. Олимпиада была дочерью тети Татьяны Васильевны Репиной (в замужестве Борисовой).
У деда художника по матери — Бочарова Степана Васильевича и его жены Пелагеи Минаевны было 4 дочери (Татьяна, Груша, Прасковья,…) 2 сына (Дмитрий дослужился до звания майора кирасирского полка, дядя Федя — поселенный начальник Фёдор Степанович Бочаров), Татьяна стала матерью художника другие две сестры её Груша и Параня, были неграмотны, Прасковья умерла молодой, оставив после себя сироту-сына Трофима Чаплыгина. Одинокая Агрофена (тётя Груша[1]) была тётей Илье и приемной матерью Трофиму. Двоюродный брат Репина Трофим Петрович Чаплыгин был близким другом детства. Именно с ним Илья Ефимович связывал свое первое увлечение рисованием. Современные представители семьи Чаплыгиных, этой ветви родственников Репина в настоящее время живут и работают в Санкт-Петербурге.
В семье Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных, по воспоминаниям художника, кроме него было ещё трое детей — Устя, Иван и Василий. А трое сыновей, рожденные до появления на свет Ильи, умерли младенцами. Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи. Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве. Брат Василий, проявивший талант в музыке, сделал хорошую карьеру музыканта — окончил консерваторию и играл в Мариининском театре в Санкт-Петербурге.[3]
Биография[править | править исходный текст]

Все произведения по хронологии
1850—1860[править | править исходный текст]
Грамоте и арифметике обучился у местных чугуевских пономаря и дьякона.

Вид на школу военных топографов в Чугуеве 1857

Голова девочки 1859
1855 год — занимался в топографической школе, закрытой при упразднении военных поселений.
1857 год — начал обучаться живописи в г. Чугуеве у И. Бунакова.
1857 год — умерла сестра Устя. Под впечатлением в 1871 году написана картина «Воскрешение дочери Иаира».
1857 год — учился в школе топографов.
1857 год — датируется самая ранняя акварель И. Е. Репина, дошедшая до наших дней — «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» (1853—1857, б., акв., ГТГ). В осиновском доме им были сделаны первые художественные пробы: головки лошадей, вылепленные из воска, лошадки, вырезанные из бумаги.
1859 год — в 15 лет И. Е. Репин был известным в округе мастером и вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквях. Первая его большая работа была в Малиновской церкви: он написал икону «Распятие» по известной картине К. Штейбена «Голгофа», находящейся в Исаакиевском соборе.
Портрет А. С. Бочаровой, тёти художника
1860—1870[править | править исходный текст]
1860 год — Моление о чаше. Начало 1860-х

Дом родителей в Чугуеве 1860
1861 год — написан пейзаж, условно назван «Улица в Чугуеве» (1861 г., бум., акв., ГТГ). На пейзаже есть надпись: «13 мая 1861 года городъ Чугуевъ рис. съ натуры И. Е. Репин».
Макар Симак (Пластун) 1851—1862
Portrait of A.E. Arkhipov, 1862
1863 год, осень — получив деньги за работу в сиротинской церкви, И. Е. Репин отправился в Петербург. По пути 31 октября первый раз побывал в Москве.
1863 год — поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге. Создал гравюру «Запорожец за Дунаем». В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского.
1864 год, январь — выдержав вступительные испытания поступил в Академию художеств в Петербурге по классу гипсовых голов, в декабре того же года его переводят в натурный класс.
Подготовка к экзамену.
1865 год — стал «классным художником», получил звание свободного художника, избавился от положения военного поселенца.
Портрет врача Константина Францевича Яницкого.
«И. Е. Репин Портрет Яницкой».
1866 год — по случаю сделал зарисовку портрета террориста Каракозова во время его казни.
Портрет военного, 1866 г.
Работы Репина И. Е. за 1866 год

Каракозов, Дмитрий Владимирович, террорист

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1866. Бумага, графитный карандаш. 37,5 ? 28.3 см. ГТГ.

Азаревич Д. И. Рисунок И. Е. Репина от 14.10.1866 года

Портрет художника Николая Мурашко, 1866

Сидящий натурщик (натурщик — юноша). 1866

Прахов А. В. (портрет работы Репина, 1866). ГРМ

Митрополит Филипп, изгоняемый Иоанном Грозным из церкви 8 ноября 1568г.

Бибавин и Шестов

Портрет М.М. Антокольского

1866, 1867 и 1868 годы — за время обучения И. Е. Репин трижды приезжал в Чугуев на каникулы. Особенно плодотворным было лето 1867 года. Репин сделал множество рисунков, набросков, портретов, в том числе портрет маслом матери и брата Василия.
Портрет художника Ивана Степановича Панова, ГРМ
Портрет брата Василия Е. Репина, ГТГ

1867 год, с 25 мая — неделю жил в Москве (Софийская набережная, № 34), ожидая Мстислава Викторовича Прахова по пути на Северный Донец в Воронеж и на Харьковщину. Прочитал роман «Дым» И. С. Тургенева и поэму Г. Гейне «Иегуда бен Халеви». Знакомясь с древней столицей, посещает этнографическую выставку, бродит по улицам, в Кремль, в Александровский сад. Большую часть каникул 1867 г. Репин провел в селе Тишки недалеко от Харькова, работая в сельской церкви. Эскиз «Похищение сабинянок» (1867).
Диоген и мальчик.
Се, человек.
Портрет мальчика.
1868 год — впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем.
Портрет архитектора Филиппа Дмитриевича Хлобощина
1869 год — был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Написал «Избиение первенцев египетских».
Голгофа (Распятие Христа).
«Адмиралтейство»
Работы созданные в 1867 ? 1869 годах

Климов, 1867 год

Семейная сцена, 1867 год

Диоген разбивает свою чашу, увидя мальчика, пьющего воду из ручья руками 1867

Портрет неизвестного, 1868 год

Лахта 1868

Купец Калашников, 1868, акварель на бумаге. 34х25. Иллюстрация к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова, «Песня о купце Калашникове».

Силомер, 1869 год

Поцелуй, 1869 год

Портрет Веры Алексеевны Шевцовой, 1869 год будущей жены художника (умерла в декабре 1917 года).

Портрет архитектора Алексея Ивановича Шевцова, тестя. 1869. Холст, масло. 14х27 см. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек.

Иов и его друзья. 1869. Холст, масло. 133х199. ГРМ.

1870 год, лето — впервые отправляется на Волгу, под Саратов во время путешествия по Волге написал ряд этюдов и эскизов (1870, ГТГ), заказана картина великим князем Владимиром Александровичем «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
commons: Репин, Илья Ефимович на Викискладе?
Бурлаки, тянущие лямку
Бурлак1
Бурлак 1870—1873.
Итальянские натурщики
Волжский пейзаж с лодками
Воскрешение дочери Иаира 1870 год.
Академический сторож Ефимов
Рисунки Репина И. Е. датированные 1860-ми годами

Шевцова Е.Д.

Шевцов А.А.

На уроке закона божьего

Шевцова В.А.

На салазках

Семейный разговор

1870—1880[править | править исходный текст]
1870 год — в Чугуеве сделана фотография: И. Е. Репин с матерью Татьяной Степановной и братом Василием. Написал портреты «Академический сторож Ефимов», «Голова натурщика».
«Бурлак» Этюд к картине «Бурлаки на Волге».
Женщина в чепце.
Бурлаки у костра 1870—1872.
Продавец ученических работ в Академии художеств.
Молодой солдат. Парижский тип. 1870-е.
Портрет П. П. Чистякова.
Работы созданные в 1870—1871 годах.

«Рыбачьи сети. Ширяево» 1870

«Девочки. Неоконченный эскиз» 1870

«Шторм на Волге», 1870, ГРМ

Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (на библейский сюжет). 1870. Картон, масло. 91,3 ? 75 см. ГТГ.

«Ширяев буерак», 1870, ГРМ

Казаки. Зарисовка. Государственная Третьяковская галерея, 1870

Портрет калмыка. 1871, Бумага, графитный карандаш. 19.6 ? 13.8 см. ГТГ

Портрет старушки. Копия с оригинала Рембрандта того же названия (1654, Государственный музей Эрмитаж). Холст, масло. 110,7 ? 87 см., Государственная Третьяковская галерея, начало 1870-х

Женщина с кинжалом. Этюд к картине Садко в Подводном царстве. 1870-е. Холст, масло. 81 ? 64,7 см. Тульский областной художественный музей.

Портрет скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга в молодости. Этюд головы Иоанна в картине Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 31 ? 25 см. ГТГ.

Женский портрет

Славянские композиторы, 1871-1872

«Мужчина и женщина за столиком. Мужчина, натягивающий перчатку» (1873), «Лошадь», «Лошадь для сбора камней в Вёле» (1874), Женский портрет, В. А. Репина, лежащая в постели (1872), Портрет Наталии Борисовны Нордман (1901), Портрет М. И. Арцыбушевой (1880)
1871 год — «Бурлаки на Волге», как законченное произведение впервые было показано на выставке.
Воскрешение дочери Иаира2
Воскрешение дочери Иаира3
1872 год, 11 февраля — обвенчался с Верой Алексеевной Шевцовой. Венчаться пошёл в академическую церковь из студии, прямо с работы, с карандашом в кармане, а после венчания возвратился опять работать.
1872 год, лето (май-июнь) — по рекомендации В. В. Стасова работа над картиной «Славянские композиторы», по заказу А. А. Пороховщикова, владельца ресторана «Славянский базар» на Никольской улице (улица 25 Октября, № 17) в Москве. Карандашные портреты композиторов М. А. Балакирева, Э. Ф. Направника и Н. А. Римского-Корсакова. Встреча с Н. Г. Рубинштейном и работа над его изображением в картине «Славянские композиторы». Встреча с И. С. Тургеневым. Начата картина в СПб в декабре 1871 года. Торжественное открытие большого зала «Славянского базара» с картиной произошло 10 июня 1872 года. В настоящее время картина в Московской государственной консерватории (улица Герцена, № 13).
1872, май-июнь — нарисовал с молодой жены картину-портрет: юная женщина, почти совсем девочка, полулежит на высоких подушках. Карандашный рисунок женской головы (с жены В. А.). В эти же дни в Москве у сына мать художника Татьяна Степановна, с которой он тогда же написал небольшой портрет, теперь находящийся за границей.
1872 год, осень — родилась дочь Вера (умерла в 1948 году).
1872 год — вторая поездка на Волгу в Самару с женой. Результат эскизы в обществе бурлаков на барках, для Третьякова создал вариант картины: «Бурлаки, идущие вброд» (1873, ГТГ) ещё один (второй) вариант «Бурлаков…».
1872 год — за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» (1871) получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование в статусе пенсионера Академии.
1873 год — закончил писать картину «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ.

Бурлаки идущие вброд, 1872, Холст, масло. 62 ? 97 см, ГТГ

Портрет Владимира Васильевича Стасова, русского музыкального критика и историка искусства, 1873. Холст, масло. 78 ? 63 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Продавец газет в Париже (1873)

Портрет художника В.Д. Орловского, 1873.

1873 год, май — путешествует за границей с женой Верой Алексеевной и дочерью Верой в Италию, затем — во Францию. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж.
Молодой мужчина в военной форме.
«Продавец новостей в Париже»
1873 год — познакомился с С. И. Мамонтовым в Риме
1873, октябрь — 1876, июль — во Франции, Париж он написал три картины («Парижское кафе», «Садко» и «Продавец новостей в Париже», портрет г-жи Бове в бальном платье, с обнаженными руками) несколько портретов и немалое количество этюдов, в июне 1874 года, закрыв свою мастерскую, Репин уехал в Нормандию, в приморский городок Вель. Там созданы этюды «Мельница в Кресоньерах», «Лошадка» (Гос. Художественный музей им. Радищева в Саратове), «Девочка-рыбачка» с рыбацкой сеткой в нищей одежде. Возвратившись в Париж создал этюд «Окраина Парижа» (Кировский Художественный музей), «Дорога на Монмартр в Париже» (ГТГ). Создал четыре офорта. Из четырёх офортов подписана и датирована только «Итальянка в чепце»: авторские подпись и надпись (гравированные) — внизу: «И. Рљпин 1875 (или 1876)»; в нижн. правом углу надпись граф. карандашом: «1(5)» (бумага, офорт; 25,5х19,4 (лист); 12х8,1 (оттиск); 9х7,5 (овал)).
1874 год — три офорта: «Смеющийся старик», 1875 г., голова натурщицы-итальянки и портрет польского художника Шиндлера.
1874 год, осенью — в Париже родилась вторая дочь Надя (умерла в 1931 году). Исполнен портрет двухлетней дочери Веруши
Портрет В. И. Репиной, дочери художника в детстве.
Дама, играющая зонтиком. Этюд для картины Парижское кафе.
Лошадь для сбора камней в Вёле
Женский портрет
Сцена из балета
1874 — примкнул К Товариществу передвижных художественных выставок.
Работы 1874 года:

Дорога через узкий проход, 1874, масо на холсте установленном на картон, 29х45

Портрет Елизаветы Мамонтовой, 1874

Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1874. Холст, масло. 116,5 ? 89 см. ГТГ.

Эскиз к картине «Парижское кафе», 1874, масло на картоне, 32х45

Нищая (Девочка-рыбачка), 1874, масло холст 74х50, Иркутский областной художественный музей

1875 год — создан «Портрет художника Шиндлера», «Портрет художника В. И. Сурикова», «Еврей на молитве», «Украинка у плетня», закончена картина «Парижское кафе», портрет литератора И. С. Тургенева по заказу г. Третьякова, этюд «Негритянка» (ГРМ).
Сцена из балета.
Дама, опирающаяся на спинку стула.
Мужчина в цилиндре
Еврей на молитве
Пейзаж с лодкой
Украинка у плетня
Работы 1875 года:

1875 Голова индийской красавицы. Этюд к картине Садко в Подводном царстве. Холст, масло. 54 ? 46 см. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово (Тульская область).

Парижское кафе, 1875, масло холст, 120х191

Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. Этюд к картине Садко в Подводном царстве. 1875. Холст, масло. 73,5 ? 64 см. ГТГ.

Садко в подводном царстве. Эскиз к одноименной картине. Картон, масло. 22,5 ? 17 см. Государственная Третьяковская галерея, 1875

1876 год — создал небольшой этюд«Дорога на Монмартр в Париже». Во Франции он написал картину «Садко в подводном царстве» (1876 год, ГРМ).
1876 год, летом — Возвращается в Россию. Лето на даче в Ораниенбауме (Перед отъездом в Чугуев, в Красном Селе) создал одну из самых поэтических своих работ, маленькую картину
«На дерновой скамье» — групповой портрет семьи художника.
«Портрет военного инженера, штабс-капитана А. А. Шевцова (1847—1919), брата жены художника.
Портрет В. Е. Репина, музыканта, брата художника.
Осенью того же года возвращается в свой родной Чугуев. В этом же году созданы: «Берег реки», «Портрет А. П. Боголюбова».
Негритянка.
Под конвоем. По грязной дороге. 1876 Репин И. Е. «Клич Минина Нижнему Новгороду(Междуцарствие. 1613)»
Портрет М. П. Шевцовой, жены А. А. Шевцова
Берег реки
Украинка у плетня2 (Портрет Зои Ге -деятель революционного движения в России, дочь Г. Н. Ге)
1876 год — выполнены этюды акварелью: «Чугуев» (б., акв., частн. собр., С.-Петербург), с изображением домиков среди осенних деревьев, маслом: «Берег реки» (холст, масло; Пензенск. обл. карт. галер. им. К. А. Савицкого), с изображением Северского Донца на первом плане, а на дальнем плане берега с садами и хаткой. Также этюды, выполненные маслом «Хата в Чугуеве» или « Украинская хата» (х., м), «Чугуев ночью» (1876 г., х., м., 32х55 см; cлева внизу подпись: «Пенаты Пж-27»). Карандашный набросок, в котором запечатлен городской мотив, — Никитинская улица Чугуева — фрагмент здания Торговых рядов, следующее двухэтажное здание и, в перспективе, — дальние дома (1876 г., бум., кар.). Этот вид дошёл до наших дней практический без изменений, поэтому легко узнаётся.
в 1873, октябрь — 1876, июль — картина «Баррикадные бои в Париже в 1871 г.» (газетная репродукция имеется в НБА АХ СССР. Фонд Репина.)
Работы 1876 года:

«Садко в Подводном царстве», 1876, Государственный Русский музей.

Читающая девушка. 1876. Холст, масло. 74 ? 55 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова. 1876. Холст, масло. 117 ? 90 см. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Чугуев, 1876

Блюдо с роспиcью Репин И.Е. «Персиянка»

Фрагмент с росписью «В вагоне»

Блюдо с росписью на ж.д. темы

1876 год — 1877 год — пребывание на родине. В это время родители художника жили в собственном доме на Никитинской улице (ныне ул. Р.Люксембург, 8, Художественно-мемориальный музей И. Е. Репина). За 11 месяцев пребывания в родном городе И. Е. Репин написал целый ряд портретов: жены Веры Алексеевны, двоюродного брата Трофима Чаплыгина, соседки — красавицы Софьи Любицкой, приехавшего погостить соученика по Академии художеств Николая Ивановича Мурашко. Здесь был закончен знаменитый «Протодиакон» 1877 год, (портрет чугуевского дьякона Ивана Уланова), портреты людей из народа — «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом». Созданы многочисленные сюжетные произведения: «В волостном правлении» (1877, ГРМ), «Экзамен в сельской школе», картина «Возвращение с войны» 1877 год (Таллинский Государственный Художественный музей), первые варианты «Крестного хода», первая картина на революционный сюжет «Под конвоем», «Явленная икона» (частично начата), «Под жандармским конвоем».
1877 год, 29 марта — в доме на Никитинской улице, г. Чугуев, Харьковской губернии родился сын художника Юрий (погиб 9 августа 1954 в Хельсинки).
1877 год, май — первый раз побывал в Абрамцево (подмосковная усадьба известного писателя С. Т. Аксакова, приобретенная в 1870 году у его наследников крупным московским капиталистом С. И. Мамонтовым. Чтобы художникам было удобнее работать, Мамонтов построил для них специальный дом с четырьмя комнатами, светелкой наверху, террасой, крытым двором и сараем. В этом доме Репин провел два лета (1878 и 1879 гг.), в течение которых он написал картину «Проводы новобранца», а также приступил к «Крестному ходу», рисовал он самого С. И. Мамонтова, а также его жену, Елизавету Григорьевну. Портрет её сделан в 1878 году) Начало июня. Приезд в Москву из Чугуева для приискания квартиры. В конце мая 1877 года Репин поехал в Москву, чтобы снять квартиру, на несколько дней съездил в Петербург, а на обратном пути побывал в Нижнем.
1877 год, лето — провел в Мохначе, селе расположенном недалеко от Чугуева, на берегу Донца. Окрестности Чугуева и Мохнача художник запечатлел во многих акварелях. За этот период сохранились два пейзажа: «Деревня Мохначи близ Чугуева» (1877, б., акв., белила, граф. кар., ГТГ) с надписью «Чугуев И. Репин; кистью: Мохначи 13 юня 77» и «Деревня Мохначи», или «Уличка в Мохначах» (1877, бум., граф. кар., акв., ГРМ) с подписью «1877 И. Репин». К 1877 году относится этюд «Окрестности Чугуева» (вид из Чугуева в сторону Кочетка) акварельный этюд к «двум богомолкам-странницам» (1877 г., бум., кар., акв., музей «Атенеум», Хельсинки), который в свою очередь был этюдом к картине «Крестный ход…». «Паробок из Мохначей» (1877).
1877 год, начало сентября — перебирается из Чугуева в Москву (Теплый переулок, № 15, дом Ягодина). Болезнь. Поездка в Петербург, 19 сентября. Возвращение в Москву, 1 октября. Посещение храма Христа и осмотр росписи купола и стен. В декабре написал «Портрет Собко». На выставку в Париже отобраны картины «Бурлаки…» и «Мужик с дурным глазом». С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященными революционному движению («Под конвоем», «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» (1878 первый вариант, с 1880 по 1892 новый вариант), «Отказ от исповеди» (1879—1885) и др.).
1877 год, Октябрь — ноябрь — работа над автопортретом и портретами В. Д. Поленова и И. Е. Забелина, 18 ноября. Зарисовка с мертвого Ф. В. Чижова, конец ноября работа над портретом Ф. В. Чижова.
«Возвращение в отчий дом» 1876—1877.
Портрет Т. П. Чаплыгина, двоюродного брата И. Е. Репина.
«Деревня Мохначи близ Чугуева.
В волостном правлении.
Мужичок из робких.
Смерть Ф. В. Чижова. Возвращение с войны.
Портрет жительницы Чугуева С. Л. Любицкой.
Крестный ход, 1877 год.
Деревня Мохначи 1877 г.
Работы датированные 1877 годом:

«Портрет протодиакона», 1877, ГТГ

Портрет историка и археолога Ивана Егоровича Забелина. 1877. Холст, масло. 113 ? 86 см. ГТГ.

Изучение стоящего человека, датировано и подписано в правом верхнем углу 1877 годом, карандаш/бумага, 30,5 x 22 см

Сказка о солдате, 1877, масло, холст 70х90 Эстония.

Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным. Холст, масло. Всероссийский музей А. С. Пушкина, СПб. 1877, масло холст

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи. 1877. Холст, масло. 147,1 ? 104,8 см. ГРМ.

Портрет художника Миколи Івановича Мурашка, Автор Ілля Рєпін, 1877

Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова. 1877. Холст, масло. 80 ? 65 см. ГТГ.

«Украинка»

Портрет И.И. Шишкина

Окрестности Чугуева

1878 год, 17 февраля — Крамской в письме официально известил Репина о принятии его в члены Товарищества передвижных выставок.
1878 год — изобразил в картине «Возвращение в отчий дом» свой приезд в Чугуев. Линейный эскиз выполнен на холсте, он назван этюдом к вышеупомянутой картине, но по каким-то причинам не был осуществлен в цвете (х., м., 1870-е гг., НИ музей РАХ, СПб.). На другом рисунке запечатлен тот же двор, но только более детально, кроме построек и бочки, на первом плане изображен пёс, смотрящий на зрителя, на рисунке надпись: «Чугуев. Д. Репиных» (бум., кар., был опубликован в журнале «Нива» 1914 г., местонахождение неизвестно).
1877—1878 год — акварельный рисунок «Воин с ружьем», изображающий герцоговинца (находится в Русском музее в Ленинграде), «Вернулся»: герой-солдат, с крестом на груди, с повязками на голове и на руке, этюд — «На родину. „Герой минувшей войны“ (1878).». На дороге, в поле, с палкой в руке и с котомкой за плечами, эскиз «Встреча войск», по заказу П. М. Третьякова портрет писателя И. С. Аксакова, ныне находящийся в Третьяковской галерее, пейзаж села Варварина (в музее им. Ф. И. Тютчева в Муранове).
1878 год — у своего друга Саввы Мамонтова в Подмосковном имении Абрамцево появился первый эскиз будущей картины «Казаки..». За 13 лет работы над этим полотном появилось большое количество самостоятельных эскизов и рисунков. Карандашный портрет учёного М. В. Прахова исполнен Репиным 1 августа 1878 года в Абрамцеве. В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
1878 год — портрет Веры Алексеевны Репиной, первой жены художника, находящийся в частной коллекции в Париже, портреты писателей И. С. Аксакова, Н. В. Гоголя, П. П. Чистякова (известного художника-педагога) и два портрета Р. С. Левицкого (масло и мокрый соус), портрет А. А. Гофман (карандаш), портрет Э. Л. Праховой, работа над эскизом «Арка русскому воинству», портрет дочери Веры (с куклой; карандаш), «В избе» (разные варианты 3шт.).
Вид села Варварина.
Чтение вслух.
Монахиня.
На родину. Герой минувшей войны.
Запорожцы.
Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки).
Портрет С. А. Репиной, урожденной Шевцовой.
Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона.
Девочка с букетом (Вера)
В избе
Портрет С. А. Репиной 1878 г.
Арест пропагандиста 1878 г.
Работы 1878 года:

И. Е. Репин Автопортрет, 1878

Портрет Валентины Серовой. 1878. Этюд к картине Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре (1698). Холст, масло. 64 ? 50 см.

Портрет Рафаила Сергеевича Левицкого, 1878

Вера А. Репина — 1878 год, первая жена художника

Портрет поэта и славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. 1878. Холст, масло. 97 ? 76 см. ГТГ.

Автопортрет, 1878

Портрет художника Павла Петровича Чистякова, 1878

Букет Абрамцево, 1878

Мамонтов, 1878

«Чтение о воле»

1879 год, в апреле — приехал в Чугуев на полмесяца в связи с болезнью матери. Написал портрет отца, выполнил несколько рисунков, в том числе карандашный портрет Татьяны Степановны.
1879 год, с 31 мая — портрет С. И. Мамонтова, портрет гувернёра семьи Мамонтовых Таньона (карандаш), портрет Р. С. Левицкого (карандаш). С 20 июля «Дворик» (рисунок карандашом для картины «Проводы новобранца»), портрет мальчика С. С. Мамонтова (карандаш). С 28 августа портрет А. Г. Белопольского (карандаш). 1 сентября «Прогулка с фонарями» (картина маслом). 9 октября Портрет юного В. А. Серова (карандаш). Сентябрь — октябрь «Яблоки» (этюд маслом). 14декабря «Лежащий натурщик» (рисунок карандашом; дата установлена по рисунку В. М. Васнецова с того же натурщика). Летнее пребывание в Абрамцеве. Работа над картиной «Проводы новобранца». Этюды к этой картине: «Крестьянский дворик» (масло) и «Солдат» (масло). Работа над портретами В. П. Щеголенкова (сказитель былин), С. И. Мамонтова (два портрета — один маслом, другой — карандашом), Е. Г. Мамонтовой (три портрета: два карандашом, третий — маслом), С. Ф. Мамонтовой (в сарафане), жены художника на мостике в Абрамцеве, М. В. Якунчиновой (карандаш); рисунок-шарж с изображением А. В. Прахова, С. И. Мамонтова, В. А. Серова, С. С, Мамонтова, гувернера Таньона, литератора Н. Н. Вентцеля, Е. Г. Мамонтовой, Р. С. Левицкого. Рисунки карандашом: «Хотьковская дорога», «Вид с балкона», «Дама в белом воротничке с бантом», «Мальчик в красном платке», «Нищий с сумой» и две зарисовки для «Летописи сельца Абрамцева». В продолжение года. «Поющий крестьянин» (этюд для картины «Крестный ход в дубовом лесу»). Этюд «Ратник XVII века» (1879, ГТГ). (масло). Портреты: П. С. Стасовой (жены брата критика Дмитрия Васильевича) ГРМ, И. И. Творожникова (карандаш).
1879 — закончена картина «Правительница Софья Алексеевна в монастыре»
1879 год, в конце октября — Репин переселяется на новую квартиру, совсем близко от старой, — в Большой Трубный (ныне Земледельческий) переулок (Москва). Здесь, в доме баронессы А. А. Симолин, он проживал до осени 1882 года, причем лето, как правило, проводил в подмосковном селе Хотькове (по Северной железной дороге, близ Абрамцева), на даче Эртовой. Там его учеником был Серов В. А. Здесь была в основном завершена одна из лучших его картин — «Крестный ход в Курской губернии» — с сотнями этюдов и рисунков к ней; здесь была начата другая замечательная картина — «Запорожцы»; выполнены целиком картины: «Вечорницы», «Отказ от исповеди», «Школа»; написан ряд портретов, среди которых имеются настоящие шедевры — портреты А. Ф. Писемского и Н. И. Пирогова.
На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже.
До конца октября 1879 года — кроме указанных работ, им было выполнено: «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста» (первый вариант) и была написана знаменитая картина «Крестный ход в Курской губернии». Сделано множество этюдов ко всем этим полотнам. В Тёплом переулке (Москва) Репиным было написано немалое количество портретов: Н. Н. Ге, А. Д. Третьяковой (матери основателя галереи), Е. Г. Мамонтовой (жены мецената), С. А. Репиной (сестра жены художника в костюме монахини), И. С. Тургенева (март 1879), портрет сектанта В. К. Сютаева. Из работ этого времени «Портрет ратника XVII века», ряд рисунков-картин: «Тайный доклад у боярина», «Во время водевиля», «Чаепитие в трактире» (гуашь), «Экзамен в сельской школе» и пр., «Тайный доклад у боярина» (карандаш), «Во время водевиля» (карандаш). Рисунки карандашом: «Благородная просительница», «Интеллигент». «Проводы Н. И. Пирогова» (масло), два рисунка карандашом — «Вид Абрамцева» и «Пейзаж близ Абрамцева». Несколько автопортретов.
Бородатый крестьянин.
Крестьянский дворик.
Проводы новобранца.
Кавалькада в Абрамцево.
«Портрет Юркевича.
Щеголенок Василий Петрович (Щеголенков).
Нищий с сумой.
Н. Н. Вентцель.
Портрет Е. Г. Мамонтовой.
Портрет Праховой и худ. Левицкого
Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой
Портрет матери художника Т. С. Репиной 1879 г.
Арест пропагандиста2
Прогулка с фонарями
Ратник XVII века.
Работы датированные 1879 годом:

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре», 1879

Проводы новобранца, 1879, масло холст, 143х225. ГТГ

Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве), 1879, масло холст, 38х61, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Яблоки и листья, 1879, ГРМ.

Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1879

Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1879

«Портрет С. Ф. Мамонтовой», 1879

Мамонтова Татьяна Анатольевна. ГРМ. между 1878 и 1879

Портрет С. И. Мамонтова. 1879. Музей-усадьба «Абрамцево», 1879

Портрет С. И. Мамонтова. 1879

Портрет С. И. Мамонтова, 19c

Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1879. Холст, масло. 89 ? 68 см. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого.

«Крестьянин»

«Старик с костылём»

Рисунки написанные в 1870—1880-е годы

Натурщик

На катке

Василий Репин

Женский портрет

1880—1890[править | править исходный текст]
1880 год, начало января — «Стрельцы клянутся в верности царевне Софье» (рисунок карандашом для иностранного журнала). 27 января — портреты З. В. Якунчиковой и А. Г. Белопольского (карандаш). 24 апреля — зарисовка карандашом В. М. Васнецова (в вагоне по дороге в Абрамцево). Май — сентябрь — поездка на Украину для сбора материалов к картинам «Запорожцы» и «Вечорницы» («Досвитки»). Конец сентября — октябрь — работа в Москве над «Запорожцами». 7 октября — посещение Л. Н. Толстым мастерской Репина. 26 декабря — сообщение о близком окончании картины «Вечорницы». Летнее пребывание в Абрамцеве: «Портрет С. И. Мамонтова» (масло), пейзаж маслом «В Абрамцеве» (из собрания Музея им. В. Д. Поленова в Бехове). «Паломник» (акварель, написанная в Хотькове). «Аллея в парке» (Качановка). «Горбун» (писан несколько раз маслом, акварелью и зарисован карандашом). Скульптурный портрет С. И. Мамонтова. В продолжение года — работа над картинами «Крестный ход», «Вечорницы» и «Запорожцы». Этюд маслом: «Поприщин» (с артиста Андреева-Бурлака), «Финка», «Девушка в сарафане». Акварель «В костюме Софьи». Портреты: А. Ф. Писемского, С. М. Соловьева, Е. Н. Сапожниковой, И. С. Остроухова (карандаш). «Портрет молодой женщины в вышитом сарафане» (карандаш). «Натурщик» (итальянский карандаш). Во время поездки на хутор Н. Н. Ге, Репин написал его портрет (ГТГ). Репин писал «Досвiтки», главным образом, в имении Тарновских, где гостил в 1880 году, в Запорожье вместе со своим учеником В. А. Серовым. Некоторое время они гостили в Кочановке у Тарновских, где Репин работал над темой «Вечорницы».
1880 год — портреты И. С. Остроухова и В. М. Васнецова (карандашом). В начале 80-х годов — в Чугуеве сделана фотография: Репин с семьей.
1880 год, 3(16) мая — умерла мать в доме на бывшей Никитинской улице Чугуева. И. Е. Репин на несколько дней опоздал на похороны матери. На городском кладбище на могиле матери стоит скромный памятник, сделанный по его рисунку местными кузнецами. После её смерти И. Е. Репин очень долго, 27 лет, не был в родном городе.
1880 год — летом путешествовал по Украине, собрал ценнейший этюдный материал, а осенью, из Москвы писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы». Написан по заказу Третьякова П. М. портрет писателя А. Ф. Писемского, непоседливого, желчного, больного за год до смерти и умного старика.
Горбун.
Крестьянская девочка.
Паломник.
Портрет мужика. 1880-е.
Этюд с иконой «Спас». 1880-е.
Мальвы.
Андрий Кот.
У рояля. Портрет С. В. Тарновской.
«Церковь в Грушевке».
Два украинских крестьянина.
Alley in the park Kachanovka.
«Плавни против Никополя».
Head of peasant (study), портрет
Портрет Марии Арцибашевой, ГРМ.
Портрет Саввы Мамонтова, центральный Бахрушенский музей, Москва.
Абрамцево.
Украинский крестьянин, ГТГ

1880 год, 25 июля — родилась дочь Татьяна, единственная из детей продолжившая род художника.
1880 год, зима — заказной портрет Елизаветы Васильевны Сапожниковой (музей в г. Чугуеве), С. М. Соловьева этот портрет в настоящее время находящийся в Саратове, в Музее имени А. Н. Радищева, выполнен И. Е. Репиным в Москве.
1880 — «Портрет гетмана П. Л. Полуботко» карандашная заметка времени работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этюд «Барышни среди стада коров».
1880 год, 7 октября, вечером — в Большом Трубном переулке, Москва, в доме баронессы Симолин, где жил Репин состоялась его первая встреча с писателем, графом Львом Николаевичем Толстым. В 1880 году были сделаны четыре рисунка к произведениям Тостого «Чем люди живы»; позднее — ещё тринадцать к разным произведениям («Вражье лепко, а Божье крепко», «Два брата и золото», «Так что же нам делать», «Первый винокур», «Власть тьмы», «Смерть Ивана Ильича»). Известны следующие работы И. Е. Репина о Л. Н. Толстом: «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887 г.), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руке» (1887 г.), «Л. Н. Толстой на пашне» (1887 г.), «Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу под деревом» (1891 г.), «Л. Н. Толстой в лесу» (два изображения: этюд и портрет по нему — оба 1891 г.), «Л. Н. Толстой в белой блузе» (1909 г.), «Л. Н. Толстой в розовом кресле» (1909 г.), «Л. Н. Толстой в яблоневом саду» (две картины — 1912 и 1913 гг.)

Толстой Л.Н. и счётчики на переписи,1886

Толстой за работой в Ясной Поляне,1891

Толстой Л.Н. в Яснополянском кабинете,1891

Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые за столом,1907

commons: Репин, Илья Ефимович на Викискладе?
Кроме этих произведений, известно свыше двадцати зарисовок с Л. Н. Толстого карандашом и акварелью, а также около десяти портретов и рисунков членов семьи Л. Н. Толстого. Две зарисовки толстовских мест в Ясной Поляне, несколько рисунков, упоминавшихся в печати, а также семнадцать упомянутых выше иллюстраций к произведениям Л. Н. Толстого и скульптурный бюст писателя, известный в трех вариантах, всего насчитывается свыше семидесяти произведений И. Е. Репина о Л. Н. Толстом.
Рабботы 1880 года:

Украинская хата, 1880. Холст, масло. 34.3 ? 52.5 см. Киевский государственный музей русского искусства, Киев.

Портрет был написан во время посещения И.Е. Репиным хутора Ивановский, владения Н.Н. Ге. 1880, масло холст, 83х66, ГТГ

Портрет писателя Алексея Феофилактовича Писемского. 1880. Холст, масло. 87 ? 68 см. ГТГ

Запорожский полковник. Этюд к картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880. Холст на картоне, масло. 56 ? 31 см. Сумский художественный музей.

1881 год, конец февраля — начало марта — пребывание в Петербурге на IX Передвижной выставке. Сообщение В. И. Сурикову о событиях 1 марта (убийство царя). 2—5 марта — работа над портретом М. П. Мусоргского. 26 марта — присутствие на похоронах Н. Г. Рубинштейна. Первая половина апреля — работа над портретом-картиной «П. А. Стрепетова в роли Лизаветы в драме Писемского «Горькая судьбина». 16 мая — отъезд из Москвы на дачу Эртовой в Хотькове. 21 мая — приезд из Хотькова в Москву на встречу с Н. И. Пироговым. 24 мая — карандашный рисунок с изображением Н. И. Пирогова, А. И. Урусова и С. М. Третьякова. Конец мая — работа над портретом Н. И. Пирогова (масло) и выполнение рисунков к скульптурному портрету Н. И. Пирогова. 23 июня — «Учитель-брюнет» (карандаш, Хотьково). Июнь — работа над бюстом Н. И. Пирогова. 17 июля — портрет врача П. И. Якуб (карандаш). Летнее пребывание в Абрамцеве и Хотькове: «Паломник» (акварель), «Странник» (масло), «Горбун» (масляный портрет, этюд маслом и акварель), карандашный портрет Ю. И. Якуб (жены врача). Сентябрь — октябрь: попытка поступить в Московский университет. Октябрь — ноябрь: работа над портретом композитора А. Г. Рубинштейна. 21 ноября — «Мальчик Матвеев» (рисунок-сепия, сделан одновременно с В. И. Суриковым). Осень — усиленная работа над «Крестным ходом». Конец ноября — начало декабря — свидание с Л. Н. Толстым. 7 декабря — сообщение В. В. Стасову о написании двух портретах А. Г. Рубинштейна (в фас и профиль). Начало декабря — посещение спектакля с участием Сарры Бернар. В продолжение года. Окончание картины «Вечорницы». Картина «В препаровочной». Продолжение работы над картинами «Крестный ход» и «Запорожцы». Работа над картиной «Отказ от исповеди». Портрет маленькой Нади, дочери художника. Замысел картины «Иван Грозный». Рисунки акварелью: «Паломник», «Кухарка», «Старик-конопатчик», «По следу» (этюд маслом к картине того же названия); четыре иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Чем люди живы». Портрет А. А. Фета. Портрет дочери художника Нади (масло) «За столом» (карандашный рисунок). Портрет Ю. Б. Репман.
1881 год — создаёт портрет хирурга Н. И. Пирогова, нетерпеливого человека с пронзительным взглядом быстрых глаз; на передвижной выставке появился портрет А. Ф. Писемского и портрет М. П. Мусоргского (написал, выехав из М. в СПб за четыре сеанса 2, 3, 4 и 5 марта). Актриса П. А. Стрепетова (два портрета — 1881 и 1882 гг. и альбомный лист с семью зарисовками 1878 г.); композиторы А. Г. Рубинштейн (портрет маслом и карандашный рисунок), М. П. Мусоргский и П. И. Бларамберг. Женский портрет (Е. Д. Боткина), акварель «Украинка». В Москве созданы: «На дерновой скамье», «Вид села Варварина», «Аллея в парке Качановки», этюд «Жена на мостике в Абрамцеве», «Железнодорожный сторож на станции Хотьково», «Революционерка перед казнью», и др.
Портрет мальчика.
Портрет молодой жены, сидящей на диване.
«Странник».
Выход патриарха Гермогена, ГТГ
Голова горбуна.
Горбун1, ГТГ
Горун2, ГТГ
Портрет А. С. Матвеева.
Портрет Нади Репиной, музей искусств Саратова.
Портрет Юлии Богдановны Репман, рожденной Краузе, жены доктора А. Х. Репмана
Portrait of the Surgeon Nikolay Pirogov, ГРМ
1881 год — приступил к созданию картины, известной под названием «Явленная икона, или Крестный ход в дубовом лесу», доработанная к 1883 году до картины «Крестный ход в Курской губернии».
Работы 1881 года:

Пирогов С. Н. 1881

По следу, 1881, масло, холст, 34х26

Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1881. Холст, масло. 80 ? 62,3 см. ГТГ

Мусоргский, 1881

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского. 5 марта 1881. Холст, масло. 69 ? 57 см. ГТГ

Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

Женский портрет 1881 Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Вечеринка, 1881, масло холст, 116х186, ГТГ

Улица в Тифлисе. 1881

Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881. Холст, масло. 112 ? 84 см. ГТГ

Этюды к портрету Н.И. Пирогова

Мужской портрет

1882 год, 21 января — рисовальный вечер у И. Е. Репина. Чтение В. А. Репиной статьи В. В. Стасова о бельгийском критике Леклерке. 1 февраля — «Рисовальный вечер в мастерской у И. Е. Репина в Москве» (рисунок карандашом). 21 февраля — «Швея» (карандаш). Апрель — исполнение для В. В. Стасова по его просьбе рисунка пером с картины «Бурлаки». 2 мая — Девочка Ада (рисунок карандашом, исполненный в Москве в Нескучном саду). 15 августа — «Н. А. Римский-Корсаков дирижирует» (рисунок карандашом). Летнее пребывание в Абрамцеве и в Хотькове. «Железнодорожный сторож. Хотьково» (пейзаж маслом), «Горбун» (карандаш), «Лежащие А. П. Третьякова (дочь коллекционера) и В. А. Репина» (карандаш). До отъезда в Петербург продолжение работы над картинами «Крестный ход» и «Запорожцы», «Иван Грозный» (карандашный эскиз), «Отказ от исповеди» (масло и карандаш), замысел картины «Не ждали», карандашное повторение картины «Проводы новобранца», «Отдых» (портрет-картина с изображением спящей жены художника маслом и карандашом), портрет-этюд П. А. Стрепетовой (масло), портрет сектанта В. К. Сютаева (исполнен в московском кабинете Л. Н. Толстого в доме Волконских), иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Чем люди живы», рисунки на тему участия Л. Н. Толстого в московской переписи, «Старик-солдат» (акварель). Сентябрь — переезд из Москвы в Петербург на постоянное жительство.
1

Show More
Добавить комментарий