Картины Антонелло да Мессина

Творческая биография Антонелло да Мессина представляет особый интерес для тех, кто интересуется живописью эпохи раннего Возрождения. Он сделал большой вклад в развитие данной школы и написал множество впечатляющих картин. К сожалению, о жизни и деятельности талантливого художника известно катастрофически мало. В большинстве своем, имя Мессина упоминается в различных документах, которые дают слабое представление о его биографии. Тем не менее, благодаря многим заинтересованным специалистам, удалось восстановить некоторые детали, что позволило частично восстановить жизненный путь художника.

Картины Антонелло да Мессина

Родиной Мессина была Сицилия, и большую часть жизни он провел именно там. Он родился не позднее 1430 года. Это предположение было сделано, исходя из записи, датируемой 1456 годом, где сказано, что в Мессине у художника был ученик. Стиль, в котором выполнены работы Мессина, непосредственно указывает на его учителя – неаполитанца Колантонио. Этой информации есть письменные подтверждения. С 1474 по 1475 он работал в Венеции. Там он написал ряд картин на заказ. В этот же период написана одна из его лучших работ – мужской портрет, который сегодня можно увидеть в Лондонской Национальной Галерее. Портрет выполнен в насыщенных коричневых и телесных цветах. Исключение – красный головной убор. Но главная отличительная черта этой картины, разумеется, лицо модели. Живое и настоящее, его черты излучают интеллект. Такого эффекта, а кроме того удивительной скульптурности, Мессина добился благодаря искусному сочетанию светотени и острой прорисовке черт.

Формирование Антонелло да Мессина как художника, происходило в неблагоприятной среде. В то время как в Центральной и Северной Италии существовало немало значительных живописных школ, Неаполь и Сицилия не могли похвастать особыми достижениями в данной области. С другой стороны, Южная Италия и Сицилия отличались обилием памятников античности. На Сицилии было возведено немало изумительных церквей, украшенных византийской мозаикой, а в Неаполе жили и работали известные скульпторы тосканской школы. Более того, при дворе короля Неаполя Альфонсо Арагонского действовал кружок итальянских гуманистов. Большое влияние на творчество Мессина оказали картины нидерландских мастеров, известных в Неаполе. У них он научился использовать в живописи масляные краски. О том, что Мессина был знаком с работами этих мастеров и перенял их технику, лучше всего свидетельствуют написанные им картины.

Художник оставил современникам небольшое творческое наследие, и большинство его самых известных работ относятся к 1470 годам. Многие из его картин, которые удалось сохранить, дошли до нас в плачевном состоянии. Несмотря на это, его творчество заслуживает особого внимания, ведь его имя известно, как имя художника, значительно повлиявшего на развитие эпохи раннего Возрождения. Он проявил недюжинное внимание к миру так называемых «малых вещей», несвойственное итальянским художникам. Он делает акцент не только на предметах обстановки, большое значение он придавал даже теням, которые те отбрасывают. Он любил играть с оптическими иллюзиями. Ярким примером являются его подписи на смятых бумажках с загнутыми уголками. Создается впечатление, что они не являются частью картины, а небрежно приколоты к парапетам. В его работах большую роль играет солнечный свет, который придает выразительные очертания предметам, едва заметно отсвечивая на поверхности. Одновременно с этим, в своей работе Мессина придерживается стиля мастеров итальянского Возрождения и в каждой его картине неизменно существует гармоничное, разумное начало.

В творчестве художника можно выделить несколько работ, которые ярче всего демонстрируют его искусную манеру исполнения. Одной из таких является «Святой Иероним в келье», которую относят к 1474 году. На ней художник изобразил широкое и свободное пространство церковного интерьера, обрамленное внушительным арочным порталом. Если присмотреться, можно заметить льва, мирно разгуливающего в правой части картины. Все это создает торжественную атмосферу, подчеркнутую величественной позой Святого Иеронима. Его келья отнюдь не укромное, закрытое помещение. Это – театральная сцена. Несмотря на это, в картине тожественность идет об руку с обыденностью и смотрится это на удивление гармонично. Единство изображенного художником мира, дополнено сложным освещением. Он не только освещает центральную часть композиции, но и льется из окон в глубине помещения, создавая на полу и стенах изумительную игру светотени.

Show More
Добавить комментарий