Картина Ильи Остроухова

Илья Семёнович Остроухов (1858, Москва — 1929, там же), – русский художник, пейзажист, видный общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.

Картина Ильи Остроухова

Илья Остроухов происходил родом из купеческой семьи. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных. Был гласным Московской городской думы, попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Живописи учился частным образом у А.А. Киселёва, И.Е. Репина, П.П. Чистякова. С 1891 Остроухов – член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 — Союза русских художников, с 1906 – действительный член петербургской Академии художеств.

Картина Ильи Остроухова

Картины Остроухова

Основная тема творчества Остроухова — пейзаж средней полосы России (картины: «Золотая осень», 1886—87, «Первая зелень», 1887—88, «Сиверко», 1890, все — в ГТГ). В своих картинах Остроухов мастерски воплощал эмоциональные образы русской природы. Подобно Левитану, создавал «пейзажи настроения».

Работа в Третьяковской галерее
Илья Остроухов был другом П.М. Третьякова. В 1898—1903 член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 1905—13 попечитель Третьяковской галереи. Коллекционирование живописи Остроуховым
На протяжении всей жизни коллекционировал живопись, иконы. Ещё в юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что «о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские» (В. А. Серов). Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В.Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-х гг.; со временем оно пополнилось произведениями В.А. Серова, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, Репина; русская школа первой половины — середины XIX в. была представлена картинами П.А. Федотова, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В разделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Эдуарда Мане и А. Матисса).

Коллекция икон

Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую Остроухов стал собирать с конца 1909 под влиянием учёного и коллекционера Н.П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н.Н. Черногубова. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.

Здесь были представлены выдающиеся образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской иконописных школ. Собрание служило серьёзной основой для изучения иконописи; благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей. В 1890 открывает частный музей. Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись — наверху. После революции
В 1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 года получил название «Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». После смерти художника коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Show More
Добавить комментарий