Картина Джаспера Джонса «Флаг» за 28 642 500$

в аукционном рейтинге ныне живущих живописцев, если бы мы взялись его составлять, он пропустил бы вперед только немца Герхарда Рихтера (Джефф Кунс все-таки больше скульптор). Он — Джаспер Джонс, и он родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия.О детстве Джонса известно немного. Родители развелись, когда он был совсем маленьким, и все детство его прошло в разъездах по Южной Каролине, между домом матери в городе Колумбия и Аллендейлом, где жили его бабушка и дедушка, в основном и занимавшиеся его воспитанием. Об Аллендейле сам Джонс вспоминает как о месте, «где не было художников и не было искусства». Будущую профессию Джонс выбрал уже в пять лет и потом своего решения придерживался неукоснительно. Окончив школу в местечке Самтер, он поступил на факультет искусств Университета Южной Каролины в Колумбии. После первых трех семестров учитель рисования убедил его продолжать образование в Нью-Йорке; туда, прислушавшись к совету, 18-летний Джаспер Джонс и отправился в 1948 году.Первое время он много ходил по выставкам и даже в 1949 году один семестр проучился в школе дизайна Парсона. Однако в 1950 (по другим данным, в 1951) году Джонс записался в армию (США тогда участвовали в Корейской войне, и всеобщие патриотические настроения охватили немалую часть общества) и прослужил два года, сначала на базе в Южной Каролине, затем — в городе Сендай в Японии.В 1953-м Джонс вернулся в Нью-Йорк и снова занялся искусством.

Картина Джаспера Джонса «Флаг» за 28 642 500$

В Нью-Йорке он быстро влился в передовые артистические круги и завел знакомства с самыми яркими представителями разных видов искусства. Среди его самых близких друзей были художник Роберт Раушенберг, композитор Джон Кейдж, хореограф Мерс Каннингейм и др. Дружба с Раушенбергом вышла долгой и плодотворной. Тот тяготел сам и привил Джонсу интерес к абстрактному экспрессионизму, минимализму, концептуальному искусству и поп-арту. Джонс успел поработать во всех этих направлениях, а за 8 лет, когда они с Раушенбергом делили студию, появились даже несколько совместных проектов вроде оформления витрины «Тиффани».

Попробовав себя почти во всех самых новых художественных течениях Нью-Йорка, Джонс не перестал искать новые идеи и пути выразительности. В начале 1950-х он отправился в Филадельфию, чтобы познакомиться с работами Марселя Дюшана. Идея реди-мейда — использования уже готовых объектов, часто не имеющих отношения к искусству, в качестве собственно произведений искусства или их частей — заинтересовала Джонса и стала еще одной составляющей собственного художественного языка художника. Позже Джонс создал декорации для спектакля Мерса Каннингема Walkaround Time (1968), взяв за основу работу Дюшана «Большое стекло» (The Large Glass), увиденную им в музее Филадельфии.Джонсу близка идея соединения повседневности и вечности. В его ранних работах невооруженным взглядом виден процесс превращения обычной вещи в произведение искусства — переход из нашего мира в мир «по ту сторону полотна». Он широко использует технику коллажа, создавая картину, с одной стороны, фигуративную, а с другой — абстрактную. Как правильно отметил один из искусствоведов, он изображает нечто конкретное, знакомое зрителю своими очертаниями, но не существующее в реальном мире, ведь цифра или буква, флаг или карта — это понятия двойственные. К концу 1950-х в его творчестве чистые абстракции («Смешение», «Фальстарт» и т. п.) соседствуют с псевдоабстракциями, т. е. реалистичными изображениями предметов — символов абстрактных понятий (например, флаг или цифра).Вообще, флаг — один из главных образов в творчестве Джонса. Многочисленные «флаги», написанные в середине 1950-х — начале 1960-х, сегодня относят к вершине творчества художника и называют среди наиболее значительных его работ. Начало серии положило большеформатное полотно «Флаг» (1954–1955). Эта картина представляет собой точную копию одной стороны американского флага, и если этот холст снять с подрамника и прикрепить, например, к стене, то его вполне можно использовать как флаг. Получится, так сказать, реди-мейд наоборот — произведение станет предметом, наделенным свойствами, не имеющими отношения к миру искусства.

Художник таким образом отстраняется от объекта, доводя его изображение до уровня абсолюта: в работе нет ничего от личности автора, его взгляд не выражается даже в ракурсе, есть только предмет — символ идеи. Произведением живописца эта картина является лишь постольку, поскольку она написана маслом на холсте. Серия продолжилась «Монохромным флагом» (1955) существующим в белой, красной и синей версиях, а в 1958 году Джонс создал «Три флага», где наложил одно на другое три идентичных, но разномасштабных изображения. «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это, — сказал Джонс в одном из своих интервью. — Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия…» Джонс начал писать флаги почти сразу по возвращении из армии. Возможно, он обратился к этой теме под влиянием и своей армейской жизни, и тогдашней политической обстановки в стране, побуждающей американцев к демонстрации своей гражданской позиции и патриотических чувств. А возможно, свою роль сыграло и то, что свое собственное имя Джонс получил в честь героя Войны за независимость США (1775—1783) солдата Уильяма Джаспера, поднявшего американский флаг над фортом Салливан (во всяком случае, версия такая существует). Как бы то ни было, именно образы американского флага сделали Джонсу имя в искусстве и принесли популярность.В 1958 году в мастерскую Раушенберга пришел известный галерист Лео Кастелли. Пораженный работами 28-летнего Джонса, он некоторое время спустя устроил тогда еще почти неизвестному художнику персональную выставку. Ее в свою очередь увидел Альфред Барр, директор нью-йоркского МОМА, и организовал экспозицию Джонса у себя в музее. Выставка в МОМА произвела настоящий фурор, о художнике заговорили по всей стране, а потом и в мире.

В середине 1960-х Джаспер Джонс занялся скульптурой. Интересно, что изменился вид искусства, но не изменился принцип: художник изображает предметы быта с фотографической точностью, «перетягивая» их в мир искусства, но ничего в них не меняя. Предметы могут быть любыми — от банки супа или лампочки до зубной щетки, но исполнены они всегда с потрясающей точностью и в традиционных для скульптуры материалах — например, в бронзе.В 1967 году Джонс попробовал себя в книжной графике, проиллюстрировав издание своего друга поэта Франка Охары, а несколько лет спустя оформил книгу еще одного своего друга, писателя Сэмюэля Бекета.В 1980-х изменился стиль и тон его живописных работ: они стали более тихими — из них практически ушли контрастные цвета, резкий ритм и динамика, появилось тяготение к монохрому и даже какая-то сентиментальность.Сегодня Джонс живет в Коннектикуте в бывшем фермерском доме.Он признанный классик абстрактного экспрессионизма, обладатель многих мировых наград в области искусства: от Гран-при Венецианской Биеннале (1988) до Императорской премии Японии (награды деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали своим искусством, духовное обогащение всего мирового сообщества»), которую он получил в 1993 году. В 2011 году художник был награжден Президентской медалью Свободы, вручаемой за вклад в безопасность и защиту национальных интересов США, общественную и культурную жизнь США и мира (в 1985 году этой медалью была награждена Мать Тереза).В настоящее время художник не ведет активной общественной деятельности. Его имя звучит теперь по большей части или на аукционах, или в скандальных публикациях, связанных с его знаменитыми работами.

Show More
Добавить комментарий