Картина «Боярыня Морозова»

Василий Суриков изобразил на картине не персонаж – боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Произведение поражает воображение зрителя – этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры – более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Живописец трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Он жил в Сибири, где очень много практиковалось течение старообрядчества. Сюжетом написания полотна послужила выдержка из «Повести», в которой рассказывалось о сестрах -расколоучительницах Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой. За неповиновение ортодоксальному учению их сослали в Чудов монастырь. В последний момент, когда Морозову на санях подвозили к монастырю, она вскинула руку и двумя пальцами совершила крещение себя, произнеся молитву. Именно этот момент и запечатлел живописец на холсте.

Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры.

Очень интересно обыграны художником персонажи из толпы. Вот фигура юродивого – мужчины, сидящего на снегу. Он одет в лохмотья, босой, на шее у него болтается цепь с тяжелым железным замком. Все внимание его приковано к боярыне – он провожает ее в дальний путь и крестит ее двумя перстами, как старообрядец. Но как разнятся их судьбы – за свою веру богатая женщина осуждена и пострижена в монахини, а на нищего бродягу никто не обращает внимания!

Толпа с правой стороны от саней Морозовой в своем большинстве ее явные сторонники, хотя люди, провожающие старообрядку весьма разношерстных сословий. За коленопреклоненной старухой-нищенкой с посохом стоит молодая женщина в синем кафтане. Она склонила голову перед раскольницей, у женщины подавленный вид. Однако, буквально через ряд виден молодой человек, грозящий боярыне розгами.
Сурикову удалось отразить разные чувства людей, детально выписав их лица – тут и смятение, и чувство ужаса, и гнев, и страх быть также пойманным за принадлежность к раскольникам.

Зато у мужчин, стоящих слева, и не принадлежащих к числу сторонников боярыни – радость на лицах и довольство в виде улыбок.

Источник: http://design-kmv.ru

Show More
Добавить комментарий