Карл Брюллов

Многие годы специалисты в области искусства создавали обширную классификацию направлений, терминов, понятий, цель которых – как можно более точно и четко описать художественное наследие, оставленное нам великими мастерами прошлого. Несмотря на принятые и устоявшиеся каноны, всегда найдется тот, кто разрушит их – творец, творчество которого нельзя классифицировать и подогнать под существующие стереотипы. Одним из таких талантливых мастеров и являлся Карл Павлович Брюллов. Работы живописца разительно отличались от творчества остальных его русских современников. Он был настоящим виртуозом в области живописи. Брюллов сделал свой вклад в наше культурное наследие, открыв ту сторону живописи, которая до него была художникам неведома.

Карл Брюллов

Карл Брюллов

воспитывался в атмосфере любви к искусству. Сын миниатюриста и академика, он с детства впитывал основы отцовского ремесла. Талант Карла старательно развивался и пестовался отцом, который учил его не только живописи, но и умению по достоинству ценить то прекрасное, что его окружает. Благодаря редкостному таланту и качественному домашнему образованию, юный художник разительно отличался от прочих учеников Академии, куда поступил в 1809 году. Он чувствовал пропорции, обладал старательно и точно выверенной техникой. В те времена классические каноны живописи пошатнулись, уступая место романтизму. Брюллов, как никто, чувствовал это. С каждым годом он все больше увлекался портретной живописью, тонко улавливая и передавая неповторимые личностные черты, свойственные каждому человеку.

Карл Брюллов

В 1821 году в Петербурге появилось Общество поощрения художников. Его роль в развитии творческого дара Брюллова неоценима. Благодаря этой организации молодому живописцу удалось побывать в Европе. Вместе со своим братом Александром, Карл посетил Италию, Германию, Австрию. Там он познакомился с работами величайших художников, архитекторов и скульпторов. Великолепие их трудов потрясло Брюллова, перевернув его представление об искусстве. Работая в Италии, он прекратил работу над мифологическими сюжетами, сосредоточившись на портретной и жанровой живописи. Ярким образцом подобных работ стал «Итальянский полдень» — картина, написанная им в 1827 году. Ее героиней стала плотная и невысокая обаятельная женщина, сравнимая с виноградной гроздью – спелая и налитая соком. Эта работа Брюллова олицетворяет собой расцвет человеческих сил, неудержимую радость бытия.

Брюллов постоянно находился в поиске. Он изучил и освоил самые разнообразные техники, чтобы в итоге создать собственное направление в изобразительном искусстве, в которое он вложил свое понимание многогранной и необъятной живописи. Пройдут годы, прежде чем его стиль назовут «романтическим портретом», в котором решающую роль играли цвета, посредством которых художник мастерски передавал настроение и характеры своих персонажей. Развитие мастерства Брюллова легко проследить по его картинам. Его ранние работы представляли собой глянцевые картинки, которые с течением времени превратились в уникальные полотна, которые блестяще передавали всю полноту психологических образов его героев.

В 1827 году Брюллов встретил женщину, которая стала для него единственной любовью и художественным идеалом. Юлию Павловну Самойлову живописец рисовал несколько раз. На одном из портретов она изображена вместе с приемной дочерью, возвращающейся с бала. Именно с ней Карл рассматривал руины Помпеи. Тогда он не подозревал, что это путешествие стало началом великого пути и приведет его к пику популярности. Современники считают, что главным достоянием и культурным наследием художника стала его картина «Последний день Помпеи». На создание этого великолепного исторического полотна ему потребовалось не меньше шести лет. Эта работа принесла ему популярность и славу. Ее выставляли в Париже и Риме, чтобы впоследствии привезти в Россию, куда позже приехал сам Брюллов по приказу императора.

Картина, на которой изображена трагическая судьба великого города и его жителей, потрясла общественность. Персонажи этой работы художника не потеряли своей красоты в страдании. Их дух силен даже пред лицом неминуемой гибели. Рушатся античные здания, со своих постаментов падают прекрасные статуи, гибнут люди – перед глазами наблюдателей разворачивается настоящая трагедия. Стоит обратить особое внимание на выражения лиц, позы, в которых на картине застыли ее герои. Каждый из них индивидуален и обладает своим, особым характером.

В России «Последний день Помпеи» встретили довольно прохладно. Когда первоначальная волна восторгов схлынула, многие принялись критиковать художника. Его подход к живописи, ее новизна и смелость, не нашли отклика у большинства русских мастеров.

Show More
Добавить комментарий