Иван Никитин — прародитель русской портретной живописной школы

Реформы, проведённые Петром I, коснулись всего жизненного уклада Царской России. Прочно устоявшиеся в искусстве религиозные традиции удаляются на задний план. На смену им приходят светские мотивы из Европы. Император вводит государственную пенсию, за счёт которой талантливые молодые люди смогут обучаться за границей. В их число войдёт Иван Никитин, который вскоре станет царским художником, оставит в истории глубокий след основателя портретной живописи начала 18 века.

«Иван живописец»

Родился в Москве примерно в 1690 году. Отец и один из братьев — священники, другой — живописец. Скорее всего, обучался у голландского мастера А. Шхонебека, в Оружейной Палате. В 1711 году Никитин переведён в Петербург, где учится у И. Г. Таннауэра, приглашённого ко двору.

В 1716 году талант молодого художника привлекает внимание Государя. Он получает статус «Петровского пенсионера» и направляется за границу, где вместе с братом Романом находится на обучении, вплоть до 1720 года. Среди его наставников такие известные мастера, как Т. Реди и Н. Ларжильер.

По возвращении в Петербург Иван Никитин становится гордостью и любимцем императора. В 1725 году создаёт одно из лучших полотен — «Пётр ПервыйI на смертном ложе».

В 1732 году Иван, а также его братья Роман и Иродион Никитины, обвиняются в пропаганде порочащих фактов об архиепископе Феофане. 5 лет находятся в Петропавловской Крепости, откуда отправляются в Тобольск, отбывать длительныйсрок. В 1741 году братья получают разрешение на возвращение.

«Иван живописец» умер в 1742 году, так и не вернувшись из Тобольска.

Зарождение стиля

Ранние работы художника похожи на парсуны. Он пишет широкими твёрдыми мазками. Отдельно накладывает яркие цветовые пятна. Его работы статичны. Анатомические черты фигур переданы плоско и приблизительно. Никитин использует тяжёлый тёмный фон. В изображении практически отсутствуют светотень и воздух.

Однако, автор уходит от парсунных традиций. Особое внимание он придаёт лицу — тонко прописывает черты, скрупулёзно добивается точного сходства. Уже на этом этапе работы Никитина достоверны, реалистичны и убедительны. Художник ставит цель — создать уникальный неповторимый образ, который передаст индивидуальный внутренний мир каждого натурщика.

К известным работам, написанным в период 1714–1716 годов, относятся портреты царевен Прасковьи Ивановны, Натальи Алексеевны и казака в красном кафтане.

Становление стиля

Работы Никитина, вернувшегося из-за границы, имеют более совершенные формы. Художник умело применяет освоенную технику масляной живописи. По-прежнему стремясь передавать индивидуальность в каждом портрете, он обретает собственный стиль.
На этом этапе мастер оживляет свои образы. Погружая фигуру в полутень, он делает акцент на освещённые лица. Уверенно работая с цветом и колоритом, подчёркивает неповторимость каждого человека.

Портреты Петра, созданные живописцем, заметно отличаются от полотен современников. Его образы Великого Государя Российского пропитаны властной мощью, весомостью и властью. Девятнадцатилетний Строганов, представленный в буро-золотистых и серебристых тонах, находится в движении и смотрит с нескрываемым интересом. Лицо Головкина выражает внутреннюю усталость, хитрость и осторожность. Глаза напольного гетмана воспалены, а щёки покрыты загаром — он долгое время провёл в походах, но и сейчас готов противостоять врагу. Утончённая Анна Петровна вся состоит из света и воздуха, поэтична и наивна. Предсмертный портрет Петра пронизан торжественностью и настроением всеобщей скорби.

К известным работам, написанным в период 1720–1726 годов, относятся портреты Головкина, малороссиянина, Петра Первого, царевна Анны Петровны, Строганова и умирающего Государя.

Основная часть полотен Ивана Никитича Никитина хранится в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Первооткрыватель среди современников, художник ввёл новаторскую технику,
привезённую из Европы, в русскую живопись. Портреты больше не напоминают иконы, в них появляется перспектива и светотень.

«Иван живописец» признан основателем русской портретной живописной школы 18 века, черты которой прослеживаются в современном искусстве.

Show More
Добавить комментарий