ГРЕЧЕСКОЕ ЗОЛОТО 5-4 ВЕКОВ ДО Н. Э.

Самым ранним литературным произведением о проникновении греков в Причерноморье служит миф о плавании аргонавтов в Колхиду за Золотым руном. Это событие порою датируется временем не ранее середины 8 века до н. э., тогда как археологические данные определенно относятся к середине 7 века до н. э. В противоположность имеющимся данным об освоении побережья Италии и Сицилии, по сей день нет надежных сведений о том, делались ли попытки совершать путешествия в столь отдаленные края, какими были северные берега Черного моря, еще в микенское время. Греческий географ Страбон сообщает о том, что после первых экспедиций к берегам Черного моря его называли «Море Негостеприимное». Но с тех пор, как греки освоили эти территории, они переименовали его в Понт Эвксинский, то есть «Море Гостеприимное». Чаще всего, однако, его называли просто Понт.

Дальний северный берег прельщал изобилием рыбы и богатейшими хлебными запасами. И то, и другое было для колонистов главными отраслями производства и основными статьями экспорта.

На северном побережье греческие города сосредоточились в восточной части Крыма, особенно на берегах Боспора Киммерийского, пролива между Керченским и Таманским полуостровами.

Керченский полуостров – степная местность с холмистым рельефом и обнажениями известняка, он безлесен и почти лишен пресной воды. Греческие поселенцы, по-видимому, установили добрые отношения с кочевниками-скифами, которые после вытеснения киммерийцев господствовали в этой части Крыма.

Первые колонии были основаны в первой половине 6 века до н. э. Ключевым стало возникновение милетской колонии Пантикапей, но вскоре уже был освоен весь европейский Боспор. Азиатский Боспор, точнее, Таманский полуостров и группа прибрежных островов, был заселен оседлыми земледельческими племенами синдов и меотов. Здесь наиболее значительными греческими колониями были Фанагория, основанная около 540 г. до н. э.

Со временем греческие города возникли и в других местностях Крыма. К середине 6 века до н. э., по всей вероятности, относится основание милетской колонии Феодосии.
Около 480 г. до н. э. греческие города, расположенные у берегов Боспора, образовали политический союз, получивший название Боспорского царства.
Начина с середины 5 века до н. э. история Боспорского царства тесно связана с историей Афин и подвластной им морской державы. В результате поражения афинского флота в Египте в 454 г. до н. э. Афины принялись активно искать новые источники поступления продовольствия. К 420 гг. до н. э. от сорока до пятидесяти причерноморских городов платили взносы в афинскую казну, а весь хлеб, предназначавшийся Греции, должен был поступать исключительно через Афины.
Господство Афин оказалось, однако, недолговечным, и к моменту окончания Пелопоннеской войны правителям Боспора вновь удалось утвердить свою власть над греческими городами, подчинить себе области Таманского полуострова и присоединить к своим владениям Феодосию. 4 век стал периодом небывалого расцвета Боспорского царства. Нет сомнений в том, что Боспорское царство снабжало хлебом и другие регионы, как в Причерноморье, так и за его пределами.
Первые находки ювелирных изделий с признаками греческого влияния в Северном Причерноморье происходят из станицы Келермесской и относятся ко второй четверти 6 века до н. э.
Во второй половине 6 – начале 5 века до н. э. в Причерноморье возникает целый ряд производственных центров, которые заметно отошли от господствовавшего в скифском мире так называемого «звериного стиля». Такие центры, по-видимому, в Ольвии, Нимфее и в Колхиде. Степень греческого влияния определить все же довольно нелегко, поскольку для этого времени ювелирное искусство самих греческих городов определяется недостаточно четко.
Усиление греческих традиций в искусстве городов Боспорского царства во второй половине 5 века до н. э., вероятно, происходило через посредство Афин. Это подтверждают находки из комплекса курганных захоронений, называемого Семь братьев, и из некрополя Нимфея. Истинно греческие ювелирные изделия появляются не ранее последних десятилетий 5 века до н. э. Переселение ювелиров из материковой Греции и восточно-греческих городов на Боспор, безусловно, было оправдано. Они предпочитали переместиться на родину своих потенциальных покровителей и заказчиков.

Технические приемы греческих ювелиров.

Греческие ювелирные изделия классического периода обычно состоят из нескольких отдельных элементов. Греческие ювелиры пользовались минимальным набором инструментов, полагаясь больше на свой опыт и мастерство. Обычно золотые украшения делали из кованого листа. Лист, как правило, разрезали маленьким резцом на заготовки требующейся формы и, при необходимости, придавали им форму другими инструментами. Примером несложной работы с подобным материалом могут служить листочки на венках.
Наиболее сложные кованые изделия – это золотые перстни-печати. Некоторые, особенно ранние, состоят из отдельно сделанных, а затем спаянных щитка и шинки. Более распространен способ тщательной ковки из одного цельного куска золота.
В античных золотых украшениях для изготовления цепочек и филиграни широко использовалась проволока. Круглую в сечении проволоку получали ковкой и полировкой тонкого золотого стержня. Две перевитые между собой гладкие проволочки принято называть плетенкой. Две такие плетенки, уложенные параллельно, но с противоположно направленными витками, образуют елочный орнамент. Проволока широко применялась для изготовления цепочек. Простейшей была петельчатая цепочка, изготавливающаяся по принципу «петля в петлю». Но наиболее распространенным в греческом ювелирном деле был принцип изготовления цепочек, при котором каждое звено продевалось через два предыдущих. Наиболее сложные образцы греческих цепочек насчитывают до четырех пересекающихся звеньев в одном узле. Исключительно популярны были украшения, изготовленные из нескольких цепочек, называемые тесьмой. Греческая тесьма классического и эллинистического времени выглядит как тканая лента и состоит она из двух и более цепочек простого плетения, уложенных параллельно друг другу и определенным образом соединенных между собой. Практически такая тесьма изготавливалась из одной сплошной нити.
Многие ювелирные изделия украшались зернью. Этот вид орнаментации появился в Греции в конце 4 века до н. э. Не исключено, что в его основе лежит знакомство с этрусскими вещами, либо искусство греков и этрусков роднят общие корни. Ко времени окончания классического этапа в развитии греческого искусства и на протяжении эпохи эллинизма декоративные мотивы с заполнением зернью получили распространение по всему античному миру. Зернью и филигранью, как правило, покрывали поверхности лишь из относительно тонкого листового материала.
Специфика украшений этого времени заключается в том, что они составлены из нескольких элементов, выполненных отдельно и соединенных между собой механически, благодаря чему удавалось сохранить гибкость изделия и избежать дополнительного нагревания, которое могло повредить эмаль и поверхность предмета. Механическое соединение осуществлялось с помощью проволочных звеньев, втулок и шпилинтов.
В ювелирном искусстве Греции классического периода литье применялось редко. Спаянные детали собирали в единое украшение, после чего гладкие золотые поверхности шлифовали тонким абразивом или, чаще, полировали, но такая обработка не годилась для вещей, орнаментированных филигранью и зернью. В этих случаях изделие, очевидно, помещали в слабонасыщенный едкий раствор.
Основные технические приемы ювелирного дела, описанные выше, сегодня хорошо известны и понятны. Современных исследователей гораздо больше интересует спектр применения этих технических приемов. Такой подход к изучению материала в высшей степени оправдан именно применительно к памятникам классического и эллинистического времени, так как большое количество золотых изделий, зачастую хорошо документированных, сохранилось до наших дней. Известно, что есть несколько приемов выполнения любого отдельно взятого элемента орнамента. Редко удается понять, почему предпочтение отдано тому или иному способу производства, иной раз нелегко уловить последовательность в методах работы одной мастерской или даже одного мастера, но, сопоставляя различные конструктивные особенности двух и более вещей, все-таки можно оценить их сходство и взаимосвязанность.

Show More
Добавить комментарий