Евангелия, Мастерские Московского Кремля. 1568

Мастерские Московского Кремля.

1568
Серебро, ткань, дерево, бумага, муар
Скань, чеканка, резьба, зернь, литье, золочение, ткачество
Высота 33.5 см. Ширина 21 см.
Вклад Ивана IV Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля
Для древнерусского ювелирного искусства, в том числе и искусства XVI века, характерно обращение к памятникам более раннего времени. При этом мастера, копируя древние предметы, создавали вполне художественно самостоятельные произведения. К подобным вещам относится не только кадило 1598 года, но и оклад рукописного Евангелия, выполненного в 1568 году по заказу царя Ивана Грозного для Благовещенского собора Кремля. Образцом для него послужил оклад Евангелия, вложенного в 1392 году в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой, известным представителем знати того времени. Оклад 1568 года повторяет его композиционную схему, характерной особенностью которой являются литые полуфигуры святых, помещенные по периметру книги. Однако в декоративном оформлении грозненского памятника, и в частности в удлиненных, стройных по своим пропорциям фигурах святых, обрамленных легким кружевом сканого узора, подчеркнуты утонченность и изящество, роднящие его с произведениями своего времени. Среди изображений святых на окладе Евангелия 1568 года имеется преподобная Анастасия Римлянка, небесная покровительница царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, умершей почти за восемь лет до создания оклада. Летописи, называя царицу «предоброй Анастасией», свидетельствуют, что Иван Васильевич спустя многие годы после ее смерти вспоминал о ней «с любовью и сожалением» и в память о ней делал в монастыри и церкви богатые вклады. Возможно, Евангелие 1568 года также относится к памятным вкладам по царице Анастасии, что объясняет выбор образца для него, так как отец царицы, Роман Юрьевич, происходил из старинного знатного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был боярин Федор Кошка.

Show More
Добавить комментарий