Эстетика отвратительного. Кристиан Леммерц

В музее искусств «Арос» в Орхусе проходит впечатляющая выставка Кристиана Леммерца. Его работы злободневны и глубокомысленны, ведь в мрачном внутреннем мире этого скульптора нет места банальности.

Эстетика отвратительного. Кристиан Леммерц

Эстетика отвратительного. Кристиан Леммерц

Кристиана Леммерца знают не только любители искусства. В середине 90-х он выставил в Эсбьерге одну из своих работ: мертвых поросят в стеклянных ящиках. Выставка получила название «Сцена» (Scene). Вполне вероятно, что под «сценой» подразумевался наш мир: появляясь в нем, мы будто выходим на сцену, а когда приходит время, покидаем ее. Экспозиция включала в себя и другие работы скульптора. Однако, когда в своей версии «представления» Леммерц попытался показать, что в качестве художественных материалов может использоваться абсолютно все, его замысел отчасти задышал на ладан. Основной идеей выставки, например, могло быть не только чисто практическое изучение форм и материалов, но и желание показать, что наша жизнь – это цикл, смерть неизбежна, и все, что от нас останется, заберет себе природа.

Леммерц уже успел поработать с материалами, которые можно назвать нетрадиционными или по меньшей мере неожиданными. Примеры этому можно увидеть и в Орхусе, хотя в большинстве работ выставки доминируют особо ценные материалы, в частности мрамор и бронза. Музей города собрал серию скульптур из ослепительно белого мрамора, которые Леммерц уже несколько раз демонстрировал и которые составили своего рода архитектонику выставки. Эти работы, однако, совсем не идут в разрез с остальными творениями автора и с виду напоминают могилы на кладбище темной ночью. Теперь они, будто привидения, подсвечивают музейный зал, определяя тем самым название экспозиции – «Призраки».

Но от того, что статуи сделаны из мрамора и отдаленно напоминают образцы великого культурного наследия Европы, они не кажутся менее жуткими, чем выставленные в Эсбьерге мертвые поросята. Если подойти поближе, то можно заметить, что каждая скульптура рассказывает свою историю: о насилии и надругательстве, увечьях и смерти, жертвах войны и террора. Одна из мраморных скульптур изображает тело после вскрытия. Все события современного мира Леммерц воспринимает как кровопролитную войну. Он скептически относится к тому, как мы боремся за нравственные ценности (одна из скульптур выставки отсылает зрителя к иракской тюрьме Абу-Граиб), и исследует как причины, так и последствия терроризма.

Еще одна работа — внушительная модель города, от которого после крупной террористической атаки остались одни руины. В них зритель узнает знаменитые постройки центра Копенгагена. Мороз по коже пробегает от того, что уцелевшие стены не черные от копоти, а совершенно белые, да к тому же, в зале стоит пугающая тишина. Зрелище тягостное и гнетущее.

Но больше всего привлекают в творчестве Леммерца его исследования внутреннего мира человека, жизни и смерти. Создается впечатление, что он любит жизнь и ее блага, любит свое дело; что ему нравятся материалы, которые он использует в своих скульптурах, и размышления, к которым приходит. Однако на самом деле скульптор отрицательно относится к цивилизации, да и вообще, является закоренелым пессимистом. Лишь в Боге, который играет в мышлении Леммерца ведущую роль, он находит утешение. В его творчестве Бог отсутствует, хотя искаженные символы Бога и Иисуса Христа прослеживаются. Больше всего скульптор осуждает тех, кто считает себя посланником Господа на Земле. Очевидно, что у Леммерца свои счеты с христианством, по крайней мере с католической церковью, на которую в своих работах скульптор возлагает вину за все преступления.

Но время от времени Леммерц отходит в своем творчестве от глобальных проблем современности. Примером этому является работа, изображающая датского архитектора Хеннинга Ларсена. Вопреки традиции никакой напыщенности мраморная скульптура в себе не несет. На лице великого архитектора написано поражение. Годы сотрудничества с крупнейшим датским бизнесменом Арнольдом Мэрск МакКинни Мёллером оставили Ларсену неприятные воспоминания.

Хотя с тех пор, как Леммерц представил в Эсбьерге свою работу с поросятами, прошло уже 16 лет, она многим врезалась в память. Подобное происходит с большинством работ Леммерца, и эта выставка не стала исключением. Забыть такое непросто, или, говоря современным языком, от нее никак не отделаешься.

Кристиан Леммерц – выдающийся скульптор. Потому что очень осознанно подходит к работе с материалом (и потому, что хорошая идея, по его мнению, должна быть понятна широкой публике). Но в первую очередь потому, что в своих самых заметных работах он освещает те темы, которые, с одной стороны, являются для многих больными, а с другой – вызывают большой интерес. А еще потому что, несмотря на все то, что пытаются навязать нам СМИ и телевидение, Леммерц способен напомнить людям о самом главном.

Show More
Добавить комментарий