ЭПОХА КАМИННЫХ ЧАСОВ

Каминные часы по внешнему виду во многом напоминали консольные часы без ручек. Появление каминных часов логически предполагало место для их смещения — наиболее удачную точку в интерьере гостиной, поэтому не было предела фантазии в совершенствовании дизайна каминных часов. Они стали своего рода формой прикладного искусства и науки, где не было никаких правил, и даже наличие циферблата было необязательно. Каминные часы могли нести строго функциональную нагрузку, могли быть бессмысленно и излишне декорированы, могли быть изящными, остроумными, рассудительными и приятными, могли полностью завладеть воображением художника краснодеревщика, специалиста по драгоценным металлам и латуни, скульптора, живописца цветными эмалями, гончара и самого часовых дел мастера. Качество механизма не имело решающего значения, он мог быть хорошим, плохим, посредственным, тот, кто мог позволить себе роскошь купить каминные часы, не обращал внимания на их качество.

Несмотря на тот факт, что термин «каминные» является чисто английским, своей наивысшей популярности эти часы достигли во Франции, благодаря столько оригинальности вкуса высших слоев общества, сколько покровительству французского двора. Часовщики двора были привилегированной кастой, работавшей под патронажем самого короля. При Людовике XIV, короле-солнце, законы спроса и предложений, подчинившие интересы английской часовой индустрии, не всегда соотносились с возможностями французской казны. Создавались невероятно дорогостоящие произведения искусства и допускались самые невероятные эксперименты с уверенностью, что это не сильно отразится на статье государственных расходов.

ЭПОХА КАМИННЫХ ЧАСОВ

Большинство дорогостоящих технологий изготовления часовых корпусов требовало филигранной работы, и это было еще одним шагом к чрезмерны: финансовым убыткам. Первые экземпляры французских каминных часов были, в основном, принадлежностью церкви. Однако, несмотря на их строгий архитектурный и официальный вид, налицо были все признаки дорогой отделки с использованием черепашьего панциря и инкрустацией латунью и серебром. Характерной чертой французских часов был особый метод выделния цифр на циферблате: каждая в отдельном металлическом или фарфоровом диске или картуше. Цифры покрывались черной эмалью, позже- голубой. Можно было смело утверждать, что основным требованием для французских часов — особенно в ЗО-е годы XVIII в. и позже — было то, чтобы все свободное пространство декорировалось.

Форма часов стала настолько замысловато изогнутой, что их уже невозможно было установить на подставке, поэтому многие превратились в настенные часы или пышные часы картель, где циферблату отводилось скромное место среди нагромождения декора в виде цветов, листвы, херувимов, солнца, классических мотивов и еще бог знает чего. Любой материал был в ходу. Иногда бронза нарочно подчернялась патиной, что обычно создавало впечатление благородной старины.

В историческом плане история часов в XIX в -это история развития промышленности того времени; отказ Британии идти в ногу со временем и тенденция почивать на лаврах, все возрастающая непоследовательность Франции, особенно после ее поражения во франко-прусской войне, и, наконец, стремление новых супердержав – Германии и Соединенных Штатов — овладеть передовыми технологиями и методами производства часов.

Show More
Добавить комментарий