Энди Уорхолл. Бирюзовая Мэрилин

Не стоит смущаться, речь идет о картине Энди Уорхолла «Бирюзовая Мэрилин». Ее репродукции тиражируются рекламными агентствами и промышленностью, пущенные в народ печатью на майках, постельном белье, коврах, обоях и всевозможных товарах. Это изображение стало объектом массовой культуры. Вполне закономерно. Порождением американской поп-культуры был и сам Уорхолл.

Энди Уорхолл. Бирюзовая Мэрилин

Этот выходец из семьи чешских эмигрантов вовсе не стремился попасть в художественную элиту. Он родился в 1928 году в Пенсильвании, а путь до Нью-Йорка в 1949-м проделал с вполне реалистичной целью найти применение своим навыкам оформителя, полученным в питтсбургском Технологическом институте. Большому городу понравились поздравительные открытки, метеокарты и конверты для пластинок, которыми промышлял Уорхолл. И галерея Бодли в 1959 году выставила примеры его работ, дав первый толчок к рождению Мэрилин.

Энди Уорхолл. Бирюзовая Мэрилин

Стремление Энди Уорхолла к воспроизведению товаров общего потребления в 1962 году вызвало к жизни серию шелкографий с изображениями двухдолларовых банкнот и банок от супов Кемпбелла. Выполненные в технике плохих газетных репродукций они, как ни удивительно, стали прародителями «самой дорогой женщины». Именно она – «Бирюзовая Мэрилин», созданная в 1964 году, стала вершиной творчества художника и одним из лучших произведений поп-арта.

Вообще, из многих знаменитостей Монро была самой любимой моделью художника. Поэтому ее портретов, выполненных в разных тонах, существует целых пять. И эта «компания леди» прославилась, став невольной частью экстравагантного перфоманса. Пришедшая на одну из выставок Уорхолла художница Дороти Подбер попросила разрешения «щелкнуть» картины.

Следует сказать, что термин «shoot» (стрелять) в переносном смысле используется фотографами как «сделать снимок» Ничего не подозревающий художник не возражал, а Подбер выхватила дамский револьвер и успела прострелить четыре полотна. Их стали называть «Застреленными Мэрилин», а цена на них невероятно поднялась. «Красная Мэрилин» в 1989 году «ушла» более чем за четыре миллиона долларов, а спустя девять лет «оранжевая» обошлась покупателю в семнадцать миллионов.

«Бирюзовая Мэрилин» — единственная, не пострадавшая от пуль, многие годы считалась «недоступной дамой». И это не метафора. Слишком уж высока цена! Лишь в 2007 году для нее нашелся покупатель. Им стал известный миллиардер, подлинный ценитель искусства и женской красоты Стивен Коэн.

Он утверждает, что она навсегда поселилась у него, и согласился расстаться с приобретением лишь однажды. В 2009 году Коэн на двенадцать дней «отпустил» Мэрилин для участия в выставке женских портретов из своей коллекции, организованной домом Sotheby’s. Учитывая то, с какой скоростью растет цена на «Бирюзовую Мэрилин», она вряд ли сможет часто менять кавалеров.

Show More
Добавить комментарий