Александр Родченко – родоначальник дизайна и фотографии в СССР

Скольких известных фотографов вы знаете? А сможете назвать их поименно? Скорее всего, не всех. Как так вышло, что художников, музыкантов знают, а фотографы остаются по ту сторону объектива. Посмотрите на фотографию, сможете ли вы назвать ее автора? Как — никак вы ее точно где-то видели! Конечно, ведь это известная Лиля Брик на рекламном плакате Александра Родченко.

(Лиля Брик для рекламного проекта «Книги», 1925 г.)

«Мы обязаны экспериментировать», — возглашал Родченко. Важнейший фотограф, график и художник на пике революции, добившийся радикальных изменений и мирового признания, родился 5 декабря 1891 года в Санкт Петербурге. Он был одним из тех, кто обуздал строгие рамки при советской власти в художественное авангардное выражение. Уже с детства он был вовлечен в мир искусства. Он жил в семье театрального бутафора, поэтому, чтобы попасть в квартиру, ему нужно было пройти через сцену.
В 1901 году семья переехала в Казань, а уже в 1914 в Казань приехали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. На одном из их вечеров Родченко и понял, что свяжет свою жизнь с искусством. В том же году он встречает свою будущую жену и следует вслед за ней в Москву.

(Александр Родченко и его жена Варвара Степанова, 1920 г.)

Там он знакомится с Владимиром Татлиным, который в свою очередь приглашает его принять участие в футуристической выставке “Магазин”. На выставке он продемонстрировал ряд графических работ с использованием чертежных инструментов.

(Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1924 г.)

Если скульптоживопись Татлина оставила след на всю жизнь у Родченко, то идеи Малевича, с которым позже он знакомится, кажутся ему чуждыми. Позже, в ответ на «Белое на белом» Малевича, Родченко создает серию работ «Черное на черном», впервые используя механические инструменты — циркуль, линейку, валик. Так сказать — наука, техника и искусство. Все его творчество – это большой эксперимент. С появлением огромного количества работ, у него появилась необходимость запечатлеть свои работы на камеру. Настоящей визитной карточкой Родченко стали фотографии под неправильным углом, оживляющим, на первый взгляд, обыкновенные предметы. “Топчешься у предмета. Именно он использовал двойную экспозицию и съемку в действии, которая оживляет фото. Его фоторепортажи стали появляться на страницах таких изданий как «Пионер», «Огонек», «Вечерняя Москва». Конечно, не всем на тот момент нравились его работы. Например, кто-то из критиков высказал мнение, что снятый с нижней точки «Пионер трубач» похож на откормленного буржуаза. Но что же поделаешь, ведь не в ракурсе тут дело. Просто не всем любителям пирожков подходит такой гордый ракурс.

(«Пионер трубач», фотография сделана фотоаппаратом «Лейка» в пионерском лагере, 1930 г.)

Родченко привлекало все революционное, поэтому все новое он впитывал, как губка. Его вдохновляли такие художники как Обри Бердслей, Владимир Татлин, Каземир Малевич. Одним из первых в СССР он экспериментирует с техников фотомонтажа. Он создает лаконичные коллажи рекламы. Лаконичность является лучшим способом невербальной передачи информации. Так он иллюстрирует журналы, газеты, создает агитационные плакаты. Александр Родченко начинает провозглашать себя не созидателем, а конструктивистом.
Достаточно интересно происходит знакомство Родченко с Маяковским. Маяковский раскритиковал одну из его работ, связанную с компанией «Добролет». «Слоган написан каким-то второсортным поэтом», — высказался он, тем самым не желая его обидеть, а предложив свою помощь в написании текстов. Так и появилось объединение: «Маяковский — Родченко». Не ошибившись в дуэте, они создают самые яркие рекламные плакаты ГУМа, Моссельпрома и других организаций.

( Реклама Добролета, 1923 г.)

В годы работы с Маяковским он вдохновляется иностранными журналами, вырезая оттуда все, что может ему пригодится для его идей. Эдакий современный мудборд (доска настроения). Каждый фотограф должен иметь собственную камеру, которую он будет знать вдоль и поперек. Оттого в 1924 году он и покупает свой собственный инструмент – фотоаппарат, и тот час же становится одним из самых популярных фотографов в СССР. Так чем, собственно говоря, он все- таки прославился?
Экспериментируя со снимками, он раскрыл несколько фотографических приемов, которые до сих пор используются в современном искусстве.
Первый и, конечно же, главный – это ракурсы. Это способ показывать привычные предметы с неожиданных ракурсов. «Сверху вниз и снизу вверх», — писал Родченко. Многие современные фотографы работают именно в такой технике, переворачивая будние вещи с ног наголову. Некоторые консерваторы все же еще придерживается стандартных фото ракурсов.

(Пешеходы, 1928 г.)

Второй прием – это диагональ. Еще в живописи он работал с этой техникой: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Диагональ несет в себе динамику изображения, ведь статика – это именно то, против чего Родченко боролся.

(Лестница, 1929 г.)

В 1928 г за те самые иностранные мудборды его обвинили в плагиате и предательстве. Чуть позже ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», тем самым требуя от него заладить свою вину. Журнал оформлен сдержанно без диагоналей, ракурсов и западного искусства. Конечно, вскоре ему надоедает работать в тоталитарных рамках, и работа уже не приносит ему удовлетворения. «Политике в искусстве не место!», — писал в своем дневнике он. В 1951 г его исключают из «Союза художников», и только благодаря Варваре его восстанавливают. Многое сказано в словах его дочери, обращенных в новогоднем письме: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри¬суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля». В 1956 Александр Родченко уходит из жизни.

А что мы помним сегодня о Родченко?
В Москве открылась сама полная выставка работ Александра Родченко в «Мультимедиа Арт Музей», под названием «Опыты для будущего». Эта выставка приурочена к 125-ти летию со дня его рождения. В проекте учувствуют Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев и внук Родченко, а также Третьяковская галерея, Русский Музей и многие другие.

Дополнительные интересные факты о жизни и работах Александра Родченко вы сможете посмотреть в информационном видео

Show More
Добавить комментарий