1856 Айвазовский И.К. «Утро на морском берегу. Судак.»

Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1856 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Государственном Русском музее.

1856 Айвазовский И.К. «Утро на морском берегу. Судак.»

Пребывание человека в окрестностях Судака прослеживается со времен палеолита. В Новом Свете найдены орудия труда неандертальцев, относящихся к среднему палеолиту (80-30 тыс. лет до н. э). Следы открытой стоянки неандертальцев обнаружил в обрыве сухой речки близ горы Меганом А. И. Полканов. Это было время последнего оледенения Земли, когда в Крыму даже летом стояли холода. Неандертальцы умели добывать огонь. Они охотились на крупных и мелких животных и одевались в их шкуры.

1856 Айвазовский И.К. «Утро на морском берегу. Судак.»

По мнению многих ученых город был основан в 212 г. аланами, племенем северо-иранской языковой группы, проникшими в Крым во II-III вв. н. э. Но еще в античные времена где-то здесь существовала эллинская колония Афинеон. Как и все побережье, город переходил от Рима к Византии, периодически испытывая набеги кочевников. Неоднократно менялись и названия: Сидагиос, Солдайя, Сурож, Сугдейя (последнее название связано с мощнейшим торговым союзом Согдиана, возникшем в средние века в Средней Азии из просвещенных эллинизированных городов). По православному преданию здесь в конце IX века, благодаря святому Стефану Сурожскому, обратился в христианство новгородский князь Бравлин с дружиной. В X вв. Сугдея достигает своего наивысшего расцвета. Город становится крупнейшим торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Сугдеи связывал страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, Евразийские степи со странами Ближнего Востока и Западной Европы. Мощный поток товаров циркулировал от Китая до Англии, а Сугдейя на этом пути был важной развилкой, прежде всего для русских княжеств. Богатство и значение города в международной торговле не могло не привлечь внимание сильных в военном отношении соседей. После образования Золотоордынского государства, столице которого стал город Сарай-Бату на Нижней Волге, Сугдея, как и вся юго-восточная часть полуострова, входит в состав Крымского улуса Золотой Орды, администрация которого ежегодно с 1249 г. собирала дань для золотоордынского хана. Но и после утверждения татарского господства Сугдея сохранила внутреннее самоуправление, основы которого были заложены в византийский период ее истории, хотя в системе административного управления Таврики произошли серьезные изменения. Но, несмотря на негативные последствия монгольского завоевания, с середины XIII в. судя по археологическим источникам, на территории полуострова наблюдается демографический взрыв и появляется огромное количество новых поселений, что было следствием благоприятных экономических условий. Арабские источники второй половины XII – начала XIV вв. из всех торговых центров полуострова упоминают почти исключительно Сугдею. Во второй половине XII в. в Судаке появляются посланцы могучего Византийского государства — венецианцы, пизанцы и генуэзцы. Они активно торгуют с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Судак на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом – в Феодосии быстро укрепляются генуэзцы. Постепенно именно генуэзцы захватили все побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа (Феодосия) стала столицей их колонии в Крыму, а Судак, как бы мы сейчас выразились, они решили сделать военной базой. В 1365 году они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, они вскоре захватывают Солдайю и на протяжении сорока с лишним лет перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще византийцами). В разные времена крепости жили аланы, кельты, русские немцы, итальянцы, греки. И воздух ее, соответственно, пропитан культурами всех этих народностей. В стены вмурованы каменные плиты, на которых высечены гербы и надписи, сообщавшие, при каком консуле и когда сооружалась та или иная башня. В настоящее время Судакская крепость находиться под охраной государства; она является филиалом Киевского архитектурно-исторического заповедника “Софийский музей”.

Когда в 1475 г. турки высадились в Феодосийском заливе, крепость стойко защищалась. Изо всех генуэзских колоний Солдайя пала последней. По преданию, большая группа защитников во главе с консулом Хрисофоро ди Негро заперлась в главном храме. Все они погибли, когда турки подожгли здание (археологи действительно нашли в этом месте множество обгоревших костей). Лишь небольшая часть жителей Солдайи спаслась, спустившись по обрыву скалы (или потайным ходом) к кораблям. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости. На самом ее верху находится Девичья башня, откуда по приданию некая принцесса бросилась в пучину, не желая быть плененной.

В 1804-1809 гг академик П.С. Паллас возглавил созданное им в Судаке казенное училище виноградарства и виноделия, построил тут дом с виноградником и винным подвалом, он впервые подробно описал около 40 местных сортов винограда, искал секреты изготовления шампанского. Академик Х. Х. Стевен, основатель Никитского ботанического сада с 1807 г. и до конца своих дней подолгу работал в Судаке. Часто бывал на своей даче в Судаке художник-маринист И.К. Айвазовский. «Судакские мотивы» не оставили без вдохновения и композиторов. Это А.К. Глазунов, А.А. Спендиаров. В разные годы приезжали в Судак Анна Ахматова, Андрей Белый, Константин Паустовский, Александр Грин, Викентий Вересаев, Константин Тренев, Всеволод Вишневский. В 1927 г. здесь побывал Михаил Булгаков.

С конца XIX в. Судак облюбовали образованные люди среднего достатка и студенчество крупных городов империи. Ну и, конечно, огромное число интересных людей из разных стран приезжает сюда на археологические раскопки, в геологические и прочие экс-педиции, а также рисовать, писать стихи, снимать кино. Именно эта публика заложила основы российского натуризма, так что нудистские пляжи освоены уже многими поколениями.

Show More
Добавить комментарий