Журнал Крокодил

Журнал Крокодил фото

«Крокодил» — советский и российский сатирический журнал. Символом издания является рисунок: красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров.«Крокодил» основан в 1922 году одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.). В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.



Журнал Крокодил




После массированной политико-идеологической атаки на «буржуазную сатиру», обслуживавшую НЭП и соответствующих цензурных запретов, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.[1] Значимость, придававшаяся советской системой сатире, становится особенно ясной, если сравнить судьбы официозного «Крокодила» и преследуемой режимом группы ОБЭРИУ, писателей Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова и др.



Журнал Крокодил




С начала 1930-х годов «Крокодил» являлся единственным разрешённым сатирическим журналом в СССР, важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, но отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, «шпионов» и «врагов народа» до бичевания «западногерманского реваншизма», «американского империализма» и его «сателлитов», «колониализма», НАТО и т. д. Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла агрессивный и злобный характер.

Пару раз «Крокодил» обслуживал политику официального антисемитизма, охоты за «безродными космополитами» и т. д. Открыто антисемитские карикатуры и комментарии «Крокодила» сопровождали «дело врачей» — «убийц в белых халатах» (см. «Крокодил», 1953, № 3). В 1963 году кинорежиссер М. И. Ромм с негодованием высказался об оскорбительной карикатуре в «Крокодиле» от 20 марта 1949 года, изображавшей персонаж с явно семитскими чертами, держащий в руке книгу с надписью «жид»: как подчеркивал Ромм — «не Андре Жид, но именно жид»Аналогичные журналы существовали во всех союзных и шести автономных республиках СССР:
«Возни» («Ёжик») в Армянской ССР,
«Вожык» («Ёжик») в Белорусской ССР,
«Кипэруш» («Перчик») в Молдавской ССР,
«Кирпи» («Еж») в Азербайджанской ССР,
«Муштум» («Кулак») в Узбекской ССР,
«Нианги» («Крокодил») в Грузинской ССР,
«Ара» («Шмель») в Казахской ССР,
«Sluota» («Метла») в Литовской ССР,
«Dadzis» («Репейник») в Латвийской ССР,
«Pikker» («Громовержец») в Эстонской ССР,
«Перець» («Перец») в УССР,
«Токмак» («Колотушка») в Туркменской ССР,
«Хорпуштак» («Еж») в Таджикской ССР,
«Чалкан» («Крапива») в Киргизской ССР,
«Чушканзi» («Оса») в Коми АССР,
«Чаян» («Скорпион») в Татарской АССР,
«Капк?н» в Чувашской АССР,
«Пачемыш» («Оса») в Марийской АССР,
«Хэнэк» («Вилы») в Башкирской АССР,
«Шекыч» («Шершень») в Удмуртской АССР

а также в странах социалистического лагеря:
«Dikobraz» и «Rohac» в ЧССР (на чешском и словацком языках соответственно);
«Jеж» («Еж»), «Pavliha» и «Osten» («Еж») в Югославии;
«Ludas Matyi» («Лудаш Мати»/«Гусиный пастух Мати») в Венгрии;
«Eulenspiegel» в ГДР;
«Стършел» («Шершень») в Болгарии;
«Тоншуул» («Дятел») в Монголии;
«Urzica» («Крапива») в Румынии;
«Szpilki» («Шпильки») и «Karuzela» («Карусель») в Польше (выходили в Варшаве и Лодзи соответственно).



Аналогом «Крокодила» на киноэкране являлся киножурнал «Фитиль».

Из западных аналогов близок по подаче информации к французскому еженедельнику «Канар аншене» и британскому изданию «Прайвэт Ай».

Постсоветские аналоги (в контексте сатирического подхода к описываемым объектам): проекты «Московская комсомолка» и «the eXile».С журналом сотрудничали многие известные люди, в том числе Владимир Маяковский, Кукрыниксы, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Сергей Званцев, Александр Моралевич, Николай Адуев, Василий Ардаматский, Виктор Ардов, Александр Архангельский, Владлен Бахнов, Сергей Бодров-старший, Аркадий Бухов, Аркадий Васильев, Анна Гедымин, Ясон Герсамия, Евгений Дубровин, Давид Заславский, Андрей Внуков, Руслан Киреев, Михаил Казовский, Феликс Камов, Нина Краснова, Григорий Крошин, Эмиль Кроткий, Андрей Кучаев, Наум Лабковский, Лазарь Лагин, Василий Лебедев-Кумач, Леонид Ленч, Цаль Меламед, Константин Мелихан,Митницкий Лазарь Давидович, Азиз Несин, Виктор Плотицын, Владимир Прутцков, Алексей Пьянов, Александр Раскин, Григорий Рыклин, Борис Егоров, Сергей Смирнов, Леонид Сухоруков, Борис Тимофеев, Илья Шатуновский, Борис Юдин, Владимир Зарецкий, Константин Болтрукевич, Ольга Толмачева, Аркадий Давидович.

В числе художников-карикатуристов — Владимир Мочалов, Борис Ефимов, Марк Вайсборд, Олег Теслер, Евгений Мигунов, Виталий Горяев, Егор Горохов (Юрий Горохов), Евгений Шабельник, Марк Абрамов, Генрих Вальк, Александр Горбаруков, Константин Ротов, Константин Елисеев, Аминадав Каневский, Валентин Караваев, Андрей Кикин, Валентин Мокиевский, Вениамин Брискин, Павел Орлов, Иван Семёнов, Леонид Сойфертис, Михаил Черемных, Виктор Чижиков, Герман Огородников, Вадим Шрамков, Святослав Спасский, Геннадий Андрианов, Игорь Сычёв, Гарри Иорш, Валерий Мохов, Владимир Добровольский, Владимир Шкарбан, Роза Друкман, Евгений Милутка, Сергей Репьёв, Михаил Скобелев, Анатолий Елисеев, Евгений Щеглов, Евгений Ведерниковз-за ограничений печатной машины, полиграфия «Крокодила» до 1980-х годов была своеобразной. Одна сторона печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая — в две (чёрная и цветная). Машина получила прозвище «крокодилка»В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.

С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 годуСреди сочинений Шостаковича, который был известен своей склонностью к сатире, числится произведение под названием «5 романсов на слова из журнала „Крокодил“» (1965), тексты которых были заимствованы из рубрики «Нарочно не придумаешь».
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть