"Сокол, сидящий на суку дерева" И. Ф. Гроот

Пушкинский Александровский парк в царское время был зверинцем, где устраивались охоты. Сердцем парка являлся павильон Монбижу, для охотничьего зала которого по указу Елизаветы Петровны И. Ф. Гроотом была написана серия картин с изображениями животных . Этот павильон в свое время являлся главной достопримечательностью Царского Села, и гости императрицы, побывавшие там, восхищались не только самим зданием, но и полотнами, в которых прочитывалась рука умелого мастера изображения животных, украшавшими его залы. Одним из произведений, висевших в зале, являлось «Сокол, сидящий на суку дерева», написанном в 1782 году. В настоящее время большая часть полотен охотничьей серии, в том числе и «Сокол, сидящий на суку дерева», хранятся в коллекционном фонде, принадлежащем музею и заповеднику «Царское Село».

'Сокол, сидящий на суку дерева' И. Ф. Гроот фото

До наступления XVIII века русская живопись в основном характеризовалась развитием иконописных традиций, но по наступлению XVIII столетия художники начинают творить с использованием линейной перспективы, для передачи воздуха и объема в пространстве, они изучали светотеневые законы, чтобы наделить каждый изображенный предмет объемом, а также тщательней осваивали анатомию. Ближе к концу XVIII века получили развитие и другие направления живописи – пейзажное, бытовое и историческое – которые считались приоритетными Академией Художеств. Живописное произведение «Сокол, сидящий на суку дерева» И. Ф. Гроота показывает бытовую анималистическую сцену охоты, изображая птиц: цаплю и сокола, в естественном окружении на природе. При созерцании этой картины создается впечатление, что художник на переднем плане изображает именно поверженное тело цапли, но, начиная рассматривать художественное полотно, мы отчетливо видим, как на первом плане изображен гордый сокол, сидящий на суку дерева. Здесь автор использовал этот прием для того, чтобы зритель, созерцая произведение, смог сильнее прочувствовать, путем детального рассмотрения холста, смысловую нагрузку сюжета.

Сюжетом изображения служит соколиная охота, видимо, момент после схватки двух пернатых, когда победивший хищник уже спокойно сидит на суку рядом с поверженной жертвой. С другой стороны, на этом полотне изображена вовсе не прошедшая схватка между пернатыми, потому что гордая птица сидит на суку в клобучке, привязанная лентой к дереву. Эти два приема автор воплощает воедино, чтобы раскрыть сюжет, а также усилить различия между статусом птиц.

Композиция изображения выстроена с помощью диагоналей: сначала, взгляд зрителя падает на изображение облаков, которые образуют диагональ от верхнего правого угла к крылу цапли. Если попробовать закрыть ладонью эту диагональ облаков, можно заметить, что вся композиция начинает перевешиваться на один бок, и из-за этого пропадает ощущение падения ее тела. Вторая диагональ - нисходящая от крыла к клюву жертвы, которая усиливает динамику падения птицы, показывая неестественную выгнутость ее тела после сражения. Третья диагональ – восходящая, которая развивается от клюва жертвы к хищнику и показывает угасание динамики в сторону спокойствия и безмятежности. Камень на переднем плане внизу левого угла и часть дерева, на котором сидит сокол в нижнем правом углу исполняют роль уравновешивания композиции.

При рассмотрении произведения, первой бросается в глаза цапля, изображение которой располагается на почти всей нижней половине картины, далее взор скользит чуть вправо – в область нарисованного победителя, что занимает гораздо меньшую часть полотна, расположенного с правого края чуть выше середины. Из-за того, что центром картины является столь массивное, занимающее много места в полотне тело слабой жертвы, а название говорит нам о соколе, хоть сам он занимает малую долю холста и расположен весьма незаметно по сравнению с цаплей, возникает вопрос: почему художник организовал композицию своей картины именно по таким принципам? Здесь все сводится к тому, что этим автор подчеркивает переход к какому-то новому состоянию или объекту, но чтобы это понять, нужно рассмотреть символику этих птиц. В языке символов используют значение сокола, напавшего на цаплю как образ жестокого тирана, угнетающего простых людей, но пернатый хищник, который несет добычу хозяину, служит символом верности и образцового выполнения долга. В изображенном случае, победитель покорно сидит возле добычи в ожидании хозяина, поэтому он символизирует верность. Но хищная птица изображена сидящей в клобучке, что олицетворяет собой надежду на обретение свободы. Цапля же, в свою очередь, воплощает символ трусости и пугливости, а в данной картине – поверженной трусости. Поэтому И. Ф. Гроот хотел показать переход от состояния панической пугливости с надеждой исключительно на сохранение жизни (изображая поверженное тело цапли в неестественном положении с вывернутыми крыльями и взлохмаченными перьями, располагающееся на внушительной части пространства холста) в состояние благородной возвышенности и верности с высокой надеждой о свободе (рисуя сокола в полном спокойствии, ожидающего своего хозяина рядом со своей жертвой). Символика птиц помогает понять и использование художником светлой цветовой гаммы для своего холста. Взглянув на картину, сначала можно подумать, что на ней изображена трагичная сцена гибели птицы, но тогда сразу возникает вопрос: почему художник не использовал темные тона при написании картины, а заменил их на светлые, отражающие довольно-таки солнечный день с легкими воздушными облаками на заднем плане, растворяющейся в небе полосой лиственных деревьев и равнинной плоскостью, на которой он расположил тело этой птицы? И. Ф. Гроот заведомо лишает фоновый пейзаж всяких деталей, останавливаясь на подробном и тщательном изображении птиц, чтобы зритель мог лучше понять смысловой сюжет этой картины.

И. Ф. Гроот в своем полотне передает глубину пространства, используя светотени, разные приемы изображения птиц и пейзажа на заднем плане, с помощью масштабных соотношений камней, части дерева, на котором сидит сокол, и деревьев за ним, а также тел пернатых. Художник мастерски передает ритм растрепанного оперения поверженной цапли, сменяющегося спокойствием и благородностью перьев сокола. Тела птиц прекрасно анатомически прорисованы, что не позволяет зрителям сомневаться в реальности существования этих животных.

В XVIII веке начинает преобладать направление реалистической живописи, все чаще изображаются жанровые и бытовые сцены, что отчетливо просматривается и на картине «Сокол, сидящий на суку дерева»: прекрасно прорисованные анатомия и состояния птиц дарит ощущение реалистичности, мазки, положенные сдержанно и отчетливо, передают переходы форм, также здесь видна жанровая сцена соколиной охоты. Этот век характеризуется большим распространением живописных произведений, и именно благодаря охотничьим сценам И. Ф. Гроота царское собрание пополнилось на 43 картины, одной из которых и являлась картина «Сокол, сидящий на суку дерева», учитывая только один зал павильона Монбижу, что стало уникальным явлением в развитии анималистического жанра в России.
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть