1. Архитектура
  2. Памятники архитектуры
  3. Иконы

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор), Красная площадь, Москва

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор), Красная площадь, Москва фото

История Собора Казанской иконы Божией Матери



Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — храм , находящийся на Красной площади в Москве; главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х гг. и назван Казанским в честь чудотворной иконы Божией Матери "Казанская", главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен Патриархом Иосифом 15 октября 1636 г. В 1936 году храм был уничтожен практически полностью и был восстановлен в 1990—1993 по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК).



Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор), Красная площадь, Москва




В. Е. Шматов



Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор), Красная площадь, Москва




Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?



Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642).2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками.




Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы . Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала".






Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение ? поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.
Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А.4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: "Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского,5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы,6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора"7. Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все.






И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.






Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было "принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в "етманский бой ", в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря ". Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что "етманский бой" был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: "…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву?. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден.






Подлинный Образ отправлен в Казань



Трубецким в Казань был отправлен подлинный Образ.
Вот как об этом пишет известный историк, архивист и археограф А.Ф. Малиновский в своем фундаментальном сочинении "Обозрение Москвы", законченном им в конце 20-х годов XIX в., но опубликованном лишь в 1992 году: "Икона сия,8 провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твердым упованием успеха. Все воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий (выделено авт.) образ остановлен в Ярославле, а список (выделено авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань".






На стр. 230 своего труда Павлович в примечании 38 делает ссылку,10 где пишет, что освящение Казанского собора состоялось 15/16 Октября 1636 года "в присутствии царя, патриарха и, вероятно, царской семьи", умалчивая о том, что при освящении собора присутствовал и князь Д.М. Пожарский. Хотя в источнике, указанном в ссылке, об этом сказано. Делая в примечании 39 другую ссылку,11 где на стр.7 указан вклад царской семьи Казанскому собору в виде большого колокола, Павлович опять умалчивает о том, что на стр. 5 этого же источника говорится о том, что: "Казанский12, что на Красной площади, построен блаженныя памяти при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, около 1630 году Князем Димитрием Михайловичем Пожарским, и освящен 1637. Церковь так названа, по тому, что в ней в 1633 году поставлена чудотворная икона Казанския Богородицы"






Вот так рождается фальсифицированная история

.

О чем-то нам расскажут, о чем-то умолчат, а какие-то события изложат в нужном им (фальсификаторам) свете.
В отличие от г-на Павловича, исследования таких знаменитых архивистов, археографов, историков и биографов XVIII, XIX и ХХ вв., как Максимович Л.М, Глинка С.Н., Малиновский А.Ф., Погодин М.П., Бантыш-Каменский Д.Н., Чичагов Н.И., Смирнов С.К., Забелин И.Е., Мельников П.И., Даль Л.В., Савелов Л.М., Корсакова В.Д., а также современных исследователей XX века, таких как Гуляницкий Н.Ф.,14Журин О.И., Мокеев Г.Я.,15 Н.М. Курганова,16 Р. Скрыпников17 и др. говорят об обратном. Все вышеупомянутые авторы утверждали, что Казанский собор на Красной площади в Москве первоначально был построен князем Д.М.Пожарским.
Так А.Ф. Малиновский (1762-1840), сенатор, управляющий архивом Коллегии иностранных дел,18 пишет: "Казанский собор построен боярином князем Димитрием Михайловичем Пожарским… Родитель государев Филарет Никитич убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоценною утварью,19 а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года"20. Следует отметить, что все сведения о князе Д.М. Пожарском были взяты А.Ф. Малиновским из документальных источников XVII в., хранящихся в то время в Московском архиве Коллегии иностранных дел. И работать с этими источниками А.Ф. Малиновский начал задолго до Отечественной войны 1812 года, что подтверждает и Н.М. Курганова в своей работе.21 Когда же в августе 1812 года архив был эвакуирован в Нижний Новгород, то во время эвакуации ряд документов архива был утрачен.





Теперь проведем анализ высказывания И.Крылова. То, что священнослужители не занесли в Синодик Казанского собора имя князя Д.М. Пожарского, еще не означает, что он не был строителем Казанского собора. В Синодике вообще не упоминается о каком-либо строителе собора. Но что может лучше всего напоминать о князе Пожарском, как не сам собор, построенный им? И что может быть драгоценнее дара, чем сам образ Пречистыя Казанския Богородицы, подаренный князем Пожарским Казанскому собору? Согласно исследованиям А.Ф. Малиновского, князь Пожарский "… перенес туда из приходской своей церкви преукрашенную от него драгоценными каменьями Чудотворную икону Пресвятыя Богородицы22, из Казани присланную и войско его, при завоевании Москвы, сопровождавшую"23. Что же касается неупоминания в Синодике Казанского собора как самого князя Пожарского, так и членов его рода, то ни сам князь Пожарский, ни члены его семьи по мужской линии на территории Казанского собора не похоронены. Имеется лишь захоронение дочери князя Петра Дмитриевича Пожарского – боярыни княгини Евдокии Петровны, жены боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого. Кроме Долгоруких, имеются захоронения из родов князей Шереметьевых, Нарышкиных, Милославских и др., фамилии которых и упоминались в Синодике Казанского собора24.
Итак, казалось бы, справедливость восстановлена, так как заявление Павловича (со ссылкой на Крылова) о непричастности князя Д.М. Пожарского к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве является беспочвенным и бездоказательным. Однако у Павловича Г.А. имеются немногочисленные последователи, принявшие его точку зрения. И эти последователи, ссылаясь, в свою очередь на Павловича, пытаются оказать влияние на общественное мнение. В результате на свет появляется цветной буклет о Казанском соборе на русском и английском языках, искажающий достоверные исторические факты, излагая их в духе г-на Павловича. Тем самым принижая роль князя Д.М.Пожарского в общественно-политической и духовной жизни России того времени, умаляя его личностные качества как великого гражданина своего Отечества.
Одним из последователей Павловича Г.А. является Эскин Ю.М., сотрудник Российского государственного архива древних актов. Его первая работа о Д.М. Пожарском была опубликована еще в 1976 году в журнале "Вопросы истории" № 8, когда он работал учителем истории в средней школе. Очерк весьма сырой. О первом народном ополчении в очерке вообще ни слова. Очень вольное изложение исторических событий о формировании второго народного ополчения. Какая-то сказка, иначе и не скажешь, о неожиданном приезде Д.М. Пожарского в марте 1611 года в Москву и о его "случайном" возглавлении стихийного восстания жителей Москвы против поляков. Но год публикации работы был 1976 и роль князя Пожарского, как героя России, Эскин решил не подчеркивать. В его очерке Д.М. Пожарский представлен как суздальский князь. Ни слова не сказано о многочисленных нижегородских вотчинах князя. А человеческая сущность князя представлена следующим высказыванием Эскина: "Пожарский считал законным того монарха, которому целовала крест Москва".25 Хотя общеизвестно, что Д.М. Пожарский не присягал ни Лжедмитрию I, ни Лжедмитрию II, ни польскому королевичу Владиславу, в то время как Москва целовала крест всем троим. Не говоря уже о том, что этих слов князь Пожарский никогда не говорил. Эти слова говорили Пожарскому жители Зарайска, где князь был воеводой в 1610-1611 гг.: "…целуем крест тому, кто будет Московскому государству царь"26. На что князь ответил, что и теперь есть царь и незачем требовать другого.






В своем очерке о Д.М.Пожарском Эскин пишет: "В 1631г. князь построил около Красной площади в Москве Казанский собор…".28 Но через 24 года он открещивается от своих слов в другой своей публикации,29 ссылаясь на более авторитетный для него источник, чем был ранее – на вышеназванную работу Павловича. В примечании 36 к своей работе Эскин пишет: "Вывод автора о непричастности Д.М. Пожарского к постройке этого собора,30 вопреки исторической легенде, подтверждает и отсутствие упоминания о нем в духовной?.31 Но об этом "аргументе" пишет и Павлович со ссылкой на Крылова. Однако вкладов Пожарского в Казанский собор по его завещанию не было потому, что финансовые затраты Пожарского были весьма значительны уже при постройке им самого собора. И как говорилось нами ранее, самый значительный вклад в Казанский собор князь Пожарский сделал еще при своей жизни, подарив собору в 1633 году самое драгоценное, что у него было – чудотворную Казанскую икону Божией Матери украшенную им же драгоценными камнями. Что же касается исторических исследований многих известных архивистов, археографов и историков XVIII, XIX, и XX вв., то они для Эскина не более, чем "историческая легенда".






Примыкает к числу единомышленников Павловича по вопросам умаления роли князя Пожарского в спасении нашего Отечества и Шикман А.П., который так пишет о князе Пожарском: "П. был приглашен К.М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 году сформировал и возглавил армию".32 Ни больше, ни меньше. Ни о первом, ни о втором народных ополчениях, ни о всенародном едином порыве освободить Отечество от литовско-польских завоевателей – об этом ни слова. Источниковая же ссылка на раннюю работу Эскина33. Как будто других, более авторитетных, источников о Д.М. Пожарском нет.
Дополняет вышеперечисленных авторов Д.И. Хафизов. В своей публикации "Прославление святой иконы" он пишет, что Казанский собор был построен по государственной инициативе на деньги царя34. При этом основным его источником для подобного утверждения является вышерассмотренная нами публикация Павловича , на которую он в своем повествовании ссылается трижды.
Никто, и я в том числе, не призывает снять со стены Казанского собора мемориальную доску, на которой запечатлены имена нынешнего мэра Москвы и его заместителя. Честь им и хвала, что их чаяниями и трудами восстановлен и вновь открыт в 1993 году Казанский собор. Но что мешает московским властям повесить рядом еще одну памятную доску, на которой мы смогли бы увидеть имя первостроителя Казанского собора – князя Дмитрия Михайловича Пожарского? Это было бы достойно имени великого российского героя и исторически справедливо.





Примечания


1.Во всех известных источниках ХVIII, XIX и ХХ веков, кроме обсуждаемых в настоящей работе, первостроителем Казанского собора на Красной площади в Москве называется спаситель нашего Отечества - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
2.Шматов В.Е. О дате рождения князя Д.М.Пожарского. Нижегородская правда. №76, 2005.
3.Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. Архитектурное наследство. Выпуск 32. М., 1984. С.39. Ранее, в этой же работе, Гуляницкий пишет: "Наиболее известным храмом - памятником Пожарского в Москве был несохранившийся Казанский собор (был снесен в 1936 году - прим. авт.) на Красной площади, начатый строительством в 20-х годах и освященный в 1637г.". В другой своей работе - "Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество ХVI - XVII вв.".Архитектурное наследство. Выпуск 28. М., 1980. С.59, он писал: "Медведковский храм строился одновременно с другой постройкой Д.М.Пожарского: в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора в Москве на Красной площади, также посвященного победе над польско - литовскими захватчиками".
4.Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV - XVII вв. М., "Наука", 1995. С. 231.
5.Писателями Крылов называет священнослужителей, ведущих записи в Синодике Казанского собора.
6.Казанской Богородицы.
7.Крылов И. Крестный ход в Казанский Собор 22-го Октября. Московские ведомости, 1850. № 128. С. 1347.
8.Чудотворный образ Казанской Богородицы.
9.Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост.С.Р.Долгова. М., Московский рабочий, 1992. С.88.
10. Выход государей. Изд. П.М. Строева. М., 1844. С.41.
11.Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Часть I, II, III, IV. Москва, в Университетской типографии, у В. Окорокова, 1792.
12.Собор.
13.Орфография сохранена.
14.См. п.3.
15.Журин О.П., Мокеев Г.Я. Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д. Барановского. Архитектурное наследство. Выпуск 36. М., 1988.
16.Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994.
17.Скрыпников Р. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. М., 1981.
18.Главный архив России в конце XVIII - начале XIX вв.
19.Казанскую икону Божией Матери.
20.См. п.9. С89.
21.См. п.16.
22.В Казанский собор.
23.Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарскомъ. Сочинены А. Малиновским. Москва. В типографии С.Селивановскаго. 1817г.
24.См. п.11.
25.Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский. Вопросы истории. 1976. №8.С.110.
26.Корсакова В. Пожарский, кн. Димитрий Михайлович. Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцова. Спб., 1905.
27.В.И. Шуйский.
28.См. п.25. С.117.
29.Эскин Ю.М. Завещание князя Д.М. Пожарского. Отечественная история. 2000. №1.
30. Павловича.
31.См. п.29. С.149.
32.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник" М., 1997г.
33.См. п.25.
34.Сайт духовной семинарии Казанской епархии "Православный собеседник № 1 (6)", 2004.
Статья опубликована в журнале ?Нижегородская старина?, 2008. № 15.








Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть