Косметика (Косметология — раздел медицины)

Косметика (Косметология — раздел медицины) фото

Косметика (греч. κοςμητική — «имеющий силу приводить в порядок» или «обладающий опытом декорирования») — учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу.[1] Косметология — раздел медицины, разрабатывающий средства и методы улучшения внешности человека (его лица, тела ) посредством маскировки или устранения дефектов кожи, применения пластических операций и др.



Косметика (Косметология — раздел медицины)




Некоторые исследователи считают, что слово «косметика» произошло от латинского слова лат. cosmetae. Так в Римской империи называли рабов, в обязанности которых входило купание господ в ваннах с благовониями.



Косметика (Косметология — раздел медицины)




Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической. Вскоре симбиоз из парфюмерии и мыловарения превратился в отдельную отрасль, которую мы теперь называем «косметическая промышленность».

В каждой стране имеется свой собственный список косметики, закреплённый законодательным путём. Так, в некоторых странах мыло не относится к косметике. В России в список косметики входят эфирные масла, основные инструменты ароматерапии.

В современном мире наметилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой. Появляется новый вид косметики, представляющий собой смесь косметики и лекарств. Это направление получило название «космецевтика». Однако многие страны, и, в частности, США[2], считают это направление в развитии косметики опасным для здоровья человека, и требуют, чтобы производители чётко разделяли лекарства и косметику.
Косметика в Древнем Риме[править | править исходный текст]
Основная статья: Косметика в Древнем Риме
История косметики как средства ухода за кожей мало изучена. Римский врач Цельсий (Celsius) в своих книгах проявлял активный интерес к уходу за кожей и волосами, Плиний Младший и римский врач Диоскорид, помимо места вопросам химии, много места в своих работах уделяли косметическим препаратам, а Клавдий Гален, работы которого охватывают многие области медицины и аптекарского искусства, известен ещё и тем, что изобрел лат. ceratum refrigerans — дословно, охлаждающую мазь или холодный крем , который сейчас известен как cold cream. Римляне использовали его в качестве средства для удаления декоративной косметики. В научной литературе той эпохи прослеживаются тесные связи между медициной и косметикой.[3]

Древние римляне умели избавляться от морщин при помощи вяжущих смесей, носили искусственные зубы, искусственные брови и искусственные ресницы.[4]

История декоративной косметики[править | править исходный текст]


Тулуз-Лотрек. Женщина, ухаживающая за лицом (1889)
В Древнем Египте подведение глаз у фараонов не имело отношения к косметике, а было не необходимым атрибутом защиты от злых духов . Подводя глаза, египтяне отгоняли духов, которые, как они считали, имеют обыкновение проникать в душу человека через глаза. Масляные ароматные конусы, которые египтяне носили на голове, также не имели отношения к косметике: живя во влажном и жарком климате, они таким способом защищались от лучей солнца и насекомых.

Жители Древнего Рима хорошо разбирались в искусстве макияжа. Они активно использовали kohl (уголь) в качестве краски для век, фукус (focus), в основном, красного цвета, — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменную муку и масло — для удаления прыщей, а пемзу — для отбеливания зубов. Они также красили волосы в чёрные или светлые цвета в зависимости от веяний моды.

Косметика в сегодняшнем понимании, как средство улучшения внешнего вида, появилась около полутора тысяч лет назад: древние греки возродили древнеегипетские традиции разрисовывать лицо, но уже не как нечто жизненно важное, а исключительно в эстетических целях. К IV в. до н. э. греки снимали волосы с тела, подводили брови, накладывали на лица тональные кремы белого цвета, красили губы, чистили зубы, жевали жвачки и окрашивали волосы в золотистые цвета. Вслед за ними другие народы занялись украшением внешнего вида. Сейчас мы называем этот процесс «макияжем» или «нанесением декоративной косметики».[4]

В Европе в средневековый период было модно иметь бледные лица. Богатые люди, которым не было нужды работать на открытом воздухе и подвергать свои лица загару, подчёркивали своё благосостояние именно тем, что имели бледный цвет лица. Испанские проститутки, наоборот, красили лица в розовый цвет, подчёркивая тем самым своё отличие от бледнолицых женщин высшего общества. В XIII веке женщины, относившиеся к королевскому роду, пользовались губной помадой розового цвета для демонстрации их принадлежности к высшей власти.

В эпоху Итальянского Ренессанса у женщин было в моде красить лица свинцовыми белилами. Свинец вреден для здоровья людей, но в отличие от мышьяковой пудры, он не использовался в качестве отравляющего вещества. В то время в Италии была широко известна пудра под названием «Аква Тоффана» (Aqua Toffana), названная так по имени её создательницы — синьоры Тоффаны. Эта пудра предназначалась только для женщин из богатых семей. В контейнере с пудрой находилось приглашение клиентке посетить синьору Тоффану для получения инструкций по применению пудры. Во время визита женщины синьора Тоффана объясняла ей, что пудрить щеки следует только тогда, когда муж находится рядом. В результате при содействии синьоры Тоффаны шестьсот мужей отправились в мир иной.[5]

В Англии Елизаветинской эпохи косметика считалась вредной для здоровья, поскольку бытовало мнение, что она не позволяет влаге испаряться естественным способом и препятствует нормальному выходу энергии. В период Французской Реставрации XVIII века красные румяна и губная помада олицетворяли собой страсть, неистовство, а их обладатели считались здоровыми жизнерадостными людьми. Так обстояло дело во Франции, однако многие люди в других странах негативно относились к чрезмерному пользованию косметикой. Нередко высказывались мнения, что накрашенные французы вызывают отвращение, поскольку им есть что скрывать.

В XIX веке декоративная косметика постепенно стала входить в повседневный обиход, то это были уже средства естественных тонов, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет. Но и тогда чрезмерное использование косметики воспринималось негативно и рассматривалось как греховное.

Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов, вплоть до того времени, когда началось массовое производство и повсеместная торговля косметическими средствами. В 1960-х годах произошёл поворот в декоративном оформлении лица: вместо белых губ и египетского разреза глаз в моду вошли фантастические образы, например, нарисованная на лице бабочка. Такое «украшение» было в чести во время загородных прогулок высшего светского общества. Вплоть до конца 1970-х — начала 1980-х годов в моде оставались облики с ярко выраженной подводкой глаз самых разных цветов и оттенков.[6] но и не только,

Косметика в России[править | править исходный текст]
Женщины Древней Руси уделяли большое внимание уходу за кожей и нанесению декоративной косметики. Отличие от западных женщин состояло лишь в том, что каждому цвету они придавали магическое значение. Одни цвета считались притягивающими любовь и удачу, другие, напротив, могли принести несчастье.

В качестве румян и губной помады использовался сок малины, вишни и свёкла. Глаза и брови подводили сажей. Лицо отбеливали пшеничной мукой. Шелухой лука красили волосы в золотистый цвет. Чтобы стать блондинкой, использовали смесь шафрана и ромашки. О коже лица русские женщины заботились очень трепетно. Использовали молоко, сметану, мёд, яичный желток, жир животных, а также огурцы, капусту, морковь, свёклу. Для отбеливания и избавления от веснушек применяли сок огурца или отвар петрушки. Настой василька использовался при жирной, пористой коже. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корни лопуха служили для лечения перхоти и против выпадения волос.
за кожей были тщательно описаны. Так, в XII веке внучка Мономаха Зоя (Евпраксия) написала книгу «Мази», Трактат Евпраксии-Зои хранится в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Полученный в 1955 году профессором Б. Д. Петровым микрофильм переведён и находится в Российской государственной библиотеке, где были собраны сведения не только о лечении различных заболеваний, но и приведены советы по уходу за волосами, за телом, перечислены средства от запаха изо рта и для чистки зубов. В известном в то время приложении к журналу «Московские ведомости» (издавался с 1756 года) «Экономический магазин», издававшейся в России с 1780 года, постоянно печатались различные рекомендации по уходу за внешностью и применению растительной косметики.[1]

Промышленному выпуску косметики в России положила начало основанная в 1843 году в Москве фабрика Альфонса Рале. Она выпускала пудру, мыло «Тридас», губную помаду и духи. В 1846 году Рале разрешили печатать российский герб на своей продукции. Магазины его торгового дома находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе. После прихода к власти большевиков фабрика Рале была переименована в парфюмерно-косметическую фабрику «Свобода».

В 1864 году в Москве была основана мыловаренная лаборатория Генриха Брокара. Дела пошли успешно, и вскоре фабрика стала выпускать духи и помаду. Брокар был возведён в ранг поставщика двора императорского величества. В 1878 году Брокар удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже, а, позже, в 1889 году, получил Большую золотую медаль. После революции фабрику национализировали, и она продолжила работу под новым названием «Новая заря».

В 1885 году А. М. Остроумов изобрёл мыло от перхоти, которое сразу же завоевало большую популярность. За мылом последовал крем «Метаморфоза». После революции фабрика Остроумова была объединена с фабрикой Бодло и получила название «Рассвет».
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть