Ювелирное искусство

Поделитесь с друзьями
Коллекции Украшения и аксессуары → Ювелирное искусство
История развития ювелирных украшений Ювелирные изделия, без них не обходится ни одна женщина. В древние времена изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют для нас сегодня. Люди верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они защищают нас от злых чар, огорчений и болезней. Древний Восток В Древнем Египте основным материалом для изготовления ювелирных изделий было золото, серебро и электрум. Древнеегипетские ювелиры применяли различные техники его обработки, умели также с помощью различных добавок изменять его цвет от белого, до зеленого и розового. В украшениях ценили не только сам металл, но и красивую цветовую гамму, причем предпочтение отдавалось ярким, насыщенным цветам. Их отделывали вставками из цветного стекла (так называемой пасты) и поделочных камней, таких, как сердолик, малахит, лазурит. А вот тех камней, которые мы сейчас считаем драгоценными - алмазов, рубинов, сапфиров они не знали. Античность В Древней Греции существовало поверие, что золото обладает особой магической силой. Золотые же украшения помещали в погребения, стремясь отдать последнее почтение усопшему и отогнать от него злые силы. Широкую известность получил так называемый "клад царя Приама", найденный немецким археологом Г. Шлиманом в 1973 г. при раскопках Трои. В этот клад входили 24 ожерелья, шпильки для волос, шейные гривны (украшения в виде обруча), браслеты, серьги, височные кольца, налодная золотая лента и две прекрасные диадемы. Эти предметы представляют собой подлинный шедевр микенского ювелирного исскуства, свидетельствуя о высоком мастерстве микенских ювелиров. Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины, они предпочитали массивные кольца-печатки. Основными материалами для изготовления украшений в Древнем Риме были золото, серебро и электрум (разновидность самородного золота или сплав золота и серебра, встречается в виде ковких пластинчатых образований или изготовляется исскуственно; цвет от золотисто-желтого до серебрянного), часто украшения изготовлялись из бронзы и стекла. Использовались в изготовлении украшений и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко алмазы (бриллиантов в Древней Греции не знали, а неограненный алмаз не очень красив). Большой популярностью со времен императора Августа стал пользоваться жемчуг, который завозился с Востока. Жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, или гагата, женщины низшего сословия - имитацию драгоценных камней из цветного стекла. Средние Века В Средние Века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Складные алтари, причастные чаши, различные сосуды, оклады икон и книг, изображения святых и сцен их жизни - все это производилось в те времена в немалых количествах. Особенно следует отметить украшения окладов книг, которые хранились в моныстырях и соборах как драгоценные предметы, как реликвии. Основным средством декора была эмаль (особенно во Франции и Германии). Холодные оттенки цвета расцвечивали золотыми и красными узорами, из чистоту и интенсивность цвета подчеркивали золотым фоном покрытым тонким орнаментом. Изделия средневековых местеров создают впечатление перегруженности яркими выпуклыми формами камней (рубинами, изумрудами, сапфирами, жемчугом), но встречаются украшения с горным хрусталем, топазом, аметистом, гранатом. Личные украшения жителей почти не сохранились. Диктуемая церковью доктрина аскетизма - отрицание радостей земного существования - выразилась в простоте костюма и сокращении количества украшений. Эпоха Возрождения Для работ ювелиров того времени характерны: геометрическая четкость конструкций, богатство растительных узоров, многоцветие и прозрачность эмалей, что отражает стремление к декоративному богатству цвета и фактуры, ослабить влияние избыточной декоративной орнаментики, более рационально использовать пространство, ввести светские сюжеты. Появляются украшения светсткого назначения. Расцветает техника послойного эмалирования. Например, на шейке и крыльях лебедя одной подвески белая эмаль была наложена так, что просвечивалась золотая основа и создается впечатление чешуйчатой поверхности. Ожерелья и цепи для подвесок редко состояли из округлых одинаковых звеньев. Каждая из них - маленькая законченная композиция симметричных очертаний в виде цветов, плодов, листьев, маленьких фигурок или завитков вокруг яркого камня. Подвески на длинных цепочках становятся самыми популярными украшениями и женщин и мужчин. Амуры, ангелочки, женские фигуры, кентавры, драконы, корабли, фантастические звери на подвесках выглядят как миниатюрные скульптуры. Мастера виртуозно совмещают жемчуг, золото, эмали, обогощая каждый из этих материалов. В XVI в выжным акцентом декора в подвесках становятся алмазы, ограненные в виде пирамид. В многоцветные сочетания с рубинами и изумрудами под алмазы часто подкладывали цветную или серебрянную фольгу. Цветной фон использовали для усиления цвета и других камней. Наряду с подвесками в моде были цепочки с медальонами. Серьги в виде подвесок с жемчужинами или в виде цветов были обычными украшениями для дам, хотя и мужчины зачастую украшали себя колечком в одном ухе. Перстни носили на всех пальцах обеих рук, каждый перстень мог иметь какое-то замысловатое значение. Работы мастеров эпохи Возрождения определили дальнейший путь развития европейского ювелирного дела. Мастеров той эпохи отличали великолепно развитое чувство формы, умение использовать возможности каждого материала, фантазия в выборе сюжетов, которые они сумели соединить со свободой исполнения труднейших технологических операций. Лучшие черты исскуства ювелиров Возрождения индивидуальность каждого изделия, его худоственная значимость и неповторимость. Новое время С начала и до самой середины XVII в главным формообразующим элементом ювелирных изделий является цветочный мотив: подвески в виде цветка с лепестками-самоцветами, цепи, звенья которых напоминают целые гирлянды цветов; оправы с эмалевыми или черненными растительными узорами или просто натураслитическое изображение цветов на плоских коробочках и медальонах. Сочетание белого фона со щедрым живым узором из роз, гвоздик, модных тюльпанов применяют мастера Дании, Голландии, Германии, закрывая гладкое золото более красивым и дорогим, по их мнению, эмалевым ковром. Однако, скоро эмаль в оправах стал оттесняться на второй план. Это связано с тем, что ведущую роль в декоре стали играть драгоценные камни и, прежде всего - алмаз; граненный камень стал центральным акцентом украшений; отныне ювелиры главное внимание обращали на блеск и игру камней, на их взаимодействие. Ограненный алмаз был назван бриллиантом, в переводе - "сверкающий". Лучшее изделие XVIII в., в котором использованы бриллианты в их наиболее выигрышном виде, корона Екатерины II. Она имеет форму расрытого ореха, увенчанного огромным красным камнем и крестом. Ажурная сетка из бриллиантов заполняет всю поверхность полушаровых сторон короны, ниже которых расположен более массивный обруч. Посередине между створками помещена гирлянда из крупных, полупрозрачных алмазов неправильной формы: колючее сияние мелких бриллиантов оттеняется светом 78 жемчужин, размещенных по краю полушариев. Каждый ограненный камень оправлен в серебро; рубин в 400 карат охвачен изящными ажурными завитками из мелких бриллиантов. Венчающий корону крест кажется невесомым, хотя размеры алмазов велики. Всего в короне использовано 5 000 камней. Важным элементом формоозразования ювелирных изделий были цветочные мотивы. Некоторые украшения-букеты подобраны из ярких и сочных по цвету камней: аметистовые тюльпаны, рубиновые розы, аквамариновые ромашки, бирюзовые незабудки. Среди изумрудных листьев можно было рассмотреть гранатовую гусеницу, бабочку с агатовыми прозрачными крылышками, мушку из халцедона. Сохранившиеся ювелирные украшения конца XVIII в. свидетельствуют о получившем развитие стиле под названием &qout;классицизм". Уравновешенность, строгая симметрия характерны для композиций украшений этого стиля: в броши-букете лилий сочетются лишь белоснежные жемчужины и бриллианты в серебре; в перстнях маленькие бриллианты обрамляются цветные камни, не вступая в цветовое соперничество с ними как бы подсвечивая их. История украшений обширна, ведь с их помощью ученые изучают быт, образ жизни людей, которые жили в разные века. И это говорит, о многом, особенно о том, что жизнь людей безраздельно связана с их любовью украшать себя и свою жизнь. *