Африканские статуэтки. Часть 3.

Африканские статуэтки. Часть 3. фото

К числу наиболее представительных в Западной Африке художественных скульптурных стилей принадлежит искусство догонов, бамбара, сенуфо и др.



Африканские статуэтки. Часть 3.




Для скульптуры характерны относительная натуралистичность, отсутствие зооморфных и фантастических элементов, тенденция к сохранению пропорций, близких к естественным.



Африканские статуэтки. Часть 3.




Догоны считаются создателями древнейшей африканской скульптуры. Скульптура, называемая теллем, высеченная из твердых пород дерева, представляет собой серии масок и статуэток, среди которых четко различаются женские, мужские и зооморфные изображения. В стиле теллем сочетаются строгая архитектоника и острая экспрессия: истерические жесты фигур контрастируют со строгими, монументальными формами.

Эта прикладная пластика отличается угловатыми «кубистичными» формами деревянных статуэток. Их трехмерность подчеркнута резким контрастом света и тени. Архитектоника выявляет конструкцию фигуры – основные объемы, сочленения, соотношение частей.

Статуэтки бамбара – это преимущественно женские изображения с гипертрофированной грудью и столбообразным туловищем. Они как бы составлены из отдельных, самостоятельных объемов: согнутые в коленях ноги заканчиваются прямоугольными ступнями, цилиндрическое туловище переходит в широкую грудь, свободно свисающие руки не имеют кистей; цилиндрическая шея, голова, составленная из ограненных объемов, плоское лицо с массивным, резко очерченным носом.

Существуют и менее условные статуэтки, изображающие женщину с ребенком или сидящую фигуру, поддерживающую руками грудь. Формы таких статуэток округлы, сочленения более плавны, а пропорции фигур близки к естественным.

В традиционной скульптуре сенуфо варьируются в основном четыре сюжета: стоящая женская фигура с корзиной на голове, женщина, сидящая на табурете, всадники и так называемые дебле – большие стоящие фигуры с массивным цилиндрическим цоколем.

Эволюция скульптуры в общих чертах следует то же тенденции, что и наскальное искусство. При этом формы позднейшей традиционной скульптуры достигают уровня пластической идеограммы, сопоставимого с уровнем поздних идеографических наскальных изображений.
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть